Слава долготерпению Твоему, Господи!

Вечером, в канун пятницы Страстной седмицы, была совершена утреня Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Покровском храме Свято-Успенского мужского монастыря.

 

Вечером Великого четвертка совершается Утреня Великого Пятка, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека.

 

Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

 

При чтении Евангелия священнослужители и прихожане стояли с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподоблялись мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события.

 

В 1-м Евангелии (Ин.13.31-18.1) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

 

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) пелись по три антифона (всего 15), произносились малые ектении и седальны, во время которых совершалось каждение.

 

Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

 

2-е Евангелие (Ин.18.1-28) повествует о взятии Спасителя под стражу в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны.

 

В 3-м Евангелии Святых Страстей (Мф.26.57-75) излагается о страданиях Христа у первосвященника Каиафы и об отречении Петра.

 

4-е Евангелие (Ин.18.28-40, 19.1-16) говорит о страданиях Спасителя на суде у Пилата.

 

В 5-м Евангелии (Мф.27.3-32) изображено отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на смерть.

 

6-е Евангелие (Мк.15.16-32) говорит о пути Искупителя на Голгофу и о Его крестных страданиях. После этого чтения были пропеты «Блаженны» Постной Триоди с тропарями на тему страданий и был исполнен диаконом прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий».

 

В 7-м Евангелии (Мф.27.34-54) описываются крестные страдания Спасителя и чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть. После был прочитан 50-й псалом.

 

В 8-м Евангелии (Лк.23.32-49) приведена молитва Господа на Кресте за врагов, раскаяние благоразумного Разбойника. После этого чтения был прочитан канон Великого пятка - трипеснец Космы Маиумского: «К Тебе утреннюю...» (5-я, 8-я и 9-я песни). По 9-й песни хором обители был исполнен краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен «Разбойника благоразумнаго».

 

9-е Евангелие Святых Страстей (Ин.19.25-37) приводит слова Спасителя, обращенные к Матери и возлюбленному ученику, а так же говорится о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем были прочитаны хвалитные псалмы и спеты стихиры на хвалитех.

 

В 10-м Евангелии (Мк.15.43-47) повествуется о снятии с Креста и погребении Господа. После него было прочитано славословие и произнесена просительная ектения.

 

11-е Евангелие (Ин.19.38-42) - о погребении Пречистого Тела Иосифом и Никодимом, было раскрыто в стиховных стихирах, исполненных сразу после него. Во время стихир было совершено полное каждение.

 

В 12-м Евангелии, заключительном (Мф.27.62-66) Церковь говорит о приставлении стражи ко гробу Спасителя и о его запечатывании. По окончании чтения Евангелие было унесено в алтарь и богослужение было окончено согласно уставу.

 

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.

 

В Великую Пятницу, в Свято-Успенском мужском монастыре будет совершена вечерня с выносом Плащаницы Спасителя (начало в 14:00), канон о распятии Господи и «На плач Пресвятыя Богородицы», общая исповедь, а также утреня Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.

 

Фото Алексея Григорьева

http://monuspen.ru/photoreports/1f75b200495aca2e513382165195f8d5.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/1f75b200495aca2e513382165195f8d6.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/1f75b200495aca2e513382165195f8d7.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/1f75b200495aca2e513382165195f8d8.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/1f75b200495aca2e513382165195f8d9.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/1f75b200495aca2e513382165195f8e0.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/1f75b200495aca2e513382165195f8e1.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/1f75b200495aca2e513382165195f8e2.jpg