Доброе и чистое сердце есть плод усилий, в котором соединились Воля Божия и воля человеческая

Игумен Агафангел (Болдин), совершив Божественную литургию в Успенской обители Богородицы в Новомосковске в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора и день празднования Иверской иконы Божией Матери, после чего обратился к прихожанам с проповедью.

«Говоря о людях нравственно мертвых, мы употребляем выражение «каменное сердце», - начал пастырское слово игумен монастыря. - Как правило, мы говорим так о тех, кого нельзя назвать христианами, но сегодняшнее Евангелие неожиданным образом заставляет нас по-новому услышать эти слова.

Господь рассказывает притчу о сеятеле, который вышел сеять. И вот некоторые зерна попали на дорогу и были расклеваны птицами. Другие попали на каменистую почву и сначала взошли, но потом, поскольку не имели возможности укорениться в плодородной земле, быстро увяли. Наконец, третьи попали туда, где росли сорняки, и молодые побеги, заглушенные тернием, погибли.

Семя, которое сеет сеятель, – это слово Божие. И есть люди, которые с радостью принимают его, но, как каменистая почва не может позволить укорениться молодым побегам, так и люди эти не могут удержать слово Божие надолго и, когда приходит скорбь, тотчас соблазняются.

Совершенно очевидно, что речь тут идет не о людях, чуждых Церкви - в притче говорится прежде всего о христианах – о тех, кто с радостью принимает Слово Божие, о тех, кто слышит его, слушает и принимает. Иными словами, люди с каменным сердцем – это не какие-то никому не ведомые сектанты или атеисты, это – мы с вами.

Как семя не может проникнуть глубоко в землю, не может укорениться, так Слово Божие не может в этих каменных сердцах найти добрую почву для своего развития.

Это слово – о нас, стоящих сегодня в храме и считающих себя верующими.

Поэтому неправильно думать, что «доброе и чистое сердце» (Лк.8.15) – это подарок, которым Господь награждает всякого появившегося на свет Божий. Нет, доброе и чистое сердце, всегда результат трудных и долгих усилий и выстраданный «плод терпения», в котором равно соединились благая и святая Воля Божия и воля человеческая, свободно устремленная не на достижение бестрепетного покоя здесь, на грешной земле, а на обретение Истины, Красоты и Правды в Царстве, уготованном нам от создания века (Мф.25.34).

Почему несчетное количество драгоценных зерен Божьего сеяния по-прежнему пропадает в небрежении, потоптанное «при дороге» тысячами безучастных ног, поклеванное хищными птицами соблазнов и страстей человеческих?

Отчего души наши, души людей, похоже, знающих своего Бога, окаменели самодовольством и заросли горькой полынью равнодушия?

Иногда кажется, что самую Церковь Христову, созданную на «камне веры» (Мф.16.18) Пречистой Кровью Спасителя для того только, чтобы грешный и прелюбодейный род человеческий «и увидел, и уверовал» (Ин.20.8), а уверовавши – покаялся, – самую эту Церковь мы употребляем как зеркало для кокетливого охорашивания и самолюбования, кощунственно используя это святое место не для покаянных слез и молитв, но для горделивого самоутверждения: «Я – православный, и уж по одному этому лучше всех прочих, то есть «я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк.18.11).

Беда наша общая в том и заключается, что мы забыли Божье предупреждение о том, что не иначе, как «в поте лица» своего мы будем есть хлеб свой, что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12.37).

В притче идет речь о благодатной почве нашей души. Но, наверно, она еще не стала той благодатной почвой, ее еще нужно обрабатывать. И я бы сказал, что весьма трудно и неприятно бывает её обрабатывать и удобрять.

Необходим тяжелый, повседневный труд воспитания души, а этого нам очень не хочется, и мы ищем разные варианты для того, чтобы избавить себя от этого, по существу, единственно нужного нам труда.

Причем при этом трудимся в поте лица в самых разных направлениях. Что мы только ни делаем, каких только занятий себе ни находим, лишь бы только не быть с Богом, не думать о Боге, не жить по-Божьи.

Дай Бог, чтобы сегодняшняя притча отозвалась в наших душах как-то особенно ощутимо. И дай Бог, чтобы мы — а я думаю, что у некоторых из нас даже есть опыт реальной обработки земли на дачах, садовых участках, в деревнях, куда нас заносили обстоятельства, — занялись наконец главным нашим «агрокультурным мероприятием», которое и подобает христианам: возделыванием нивы собственной души.

Алексей Анкин, фото Андрей Зайцев

http://monuspen.ru/photoreports/d02d516437b991954096bfd94e3bb867.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/28f85ac3442d6c789ce4dfaf11d9619d.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/3e370a5d6da5659ab7bc502a6ed07809.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/25f1f2d3f8e153667a0b262d1599b731.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/22c934403bf8a7cf09927baa7da15f6e.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/8dd5c84b574b790600f8111eecba0016.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/c65f94be7e179f3f01faf950a6d4f30b.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/8f8410e27b8ee898e54b19cf01184e9c.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/3ad9caaecff98bf969ff5f5cac59e093.jpg