![]()
Игумен Агафангел (Болдин), совершив Божественную литургию в Успенской обители Богородицы в Новомосковске в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора и день празднования Иверской иконы Божией Матери, после чего обратился к прихожанам с проповедью.
«Говоря о людях нравственно мертвых, мы употребляем выражение «каменное сердце», - начал пастырское слово игумен монастыря. - Как правило, мы говорим так о тех, кого нельзя назвать христианами, но сегодняшнее Евангелие неожиданным образом заставляет нас по-новому услышать эти слова.
Господь рассказывает притчу о сеятеле, который вышел сеять. И вот некоторые зерна попали на дорогу и были расклеваны птицами. Другие попали на каменистую почву и сначала взошли, но потом, поскольку не имели возможности укорениться в плодородной земле, быстро увяли. Наконец, третьи попали туда, где росли сорняки, и молодые побеги, заглушенные тернием, погибли.
Семя, которое сеет сеятель, – это слово Божие. И есть люди, которые с радостью принимают его, но, как каменистая почва не может позволить укорениться молодым побегам, так и люди эти не могут удержать слово Божие надолго и, когда приходит скорбь, тотчас соблазняются.
Совершенно очевидно, что речь тут идет не о людях, чуждых Церкви - в притче говорится прежде всего о христианах – о тех, кто с радостью принимает Слово Божие, о тех, кто слышит его, слушает и принимает. Иными словами, люди с каменным сердцем – это не какие-то никому не ведомые сектанты или атеисты, это – мы с вами.
Как семя не может проникнуть глубоко в землю, не может укорениться, так Слово Божие не может в этих каменных сердцах найти добрую почву для своего развития.
Это слово – о нас, стоящих сегодня в храме и считающих себя верующими.
Поэтому неправильно думать, что «доброе и чистое сердце» (Лк.8.15) – это подарок, которым Господь награждает всякого появившегося на свет Божий. Нет, доброе и чистое сердце, всегда результат трудных и долгих усилий и выстраданный «плод терпения», в котором равно соединились благая и святая Воля Божия и воля человеческая, свободно устремленная не на достижение бестрепетного покоя здесь, на грешной земле, а на обретение Истины, Красоты и Правды в Царстве, уготованном нам от создания века (Мф.25.34).
Почему несчетное количество драгоценных зерен Божьего сеяния по-прежнему пропадает в небрежении, потоптанное «при дороге» тысячами безучастных ног, поклеванное хищными птицами соблазнов и страстей человеческих?
Отчего души наши, души людей, похоже, знающих своего Бога, окаменели самодовольством и заросли горькой полынью равнодушия?
Иногда кажется, что самую Церковь Христову, созданную на «камне веры» (Мф.16.18) Пречистой Кровью Спасителя для того только, чтобы грешный и прелюбодейный род человеческий «и увидел, и уверовал» (Ин.20.8), а уверовавши – покаялся, – самую эту Церковь мы употребляем как зеркало для кокетливого охорашивания и самолюбования, кощунственно используя это святое место не для покаянных слез и молитв, но для горделивого самоутверждения: «Я – православный, и уж по одному этому лучше всех прочих, то есть «я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк.18.11).
Беда наша общая в том и заключается, что мы забыли Божье предупреждение о том, что не иначе, как «в поте лица» своего мы будем есть хлеб свой, что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12.37).
В притче идет речь о благодатной почве нашей души. Но, наверно, она еще не стала той благодатной почвой, ее еще нужно обрабатывать. И я бы сказал, что весьма трудно и неприятно бывает её обрабатывать и удобрять.
Необходим тяжелый, повседневный труд воспитания души, а этого нам очень не хочется, и мы ищем разные варианты для того, чтобы избавить себя от этого, по существу, единственно нужного нам труда.
Причем при этом трудимся в поте лица в самых разных направлениях. Что мы только ни делаем, каких только занятий себе ни находим, лишь бы только не быть с Богом, не думать о Боге, не жить по-Божьи.
Дай Бог, чтобы сегодняшняя притча отозвалась в наших душах как-то особенно ощутимо. И дай Бог, чтобы мы — а я думаю, что у некоторых из нас даже есть опыт реальной обработки земли на дачах, садовых участках, в деревнях, куда нас заносили обстоятельства, — занялись наконец главным нашим «агрокультурным мероприятием», которое и подобает христианам: возделыванием нивы собственной души.
Алексей Анкин, фото Андрей Зайцев