![]()
В Неделю 18-ю по Пятидесятнице наместник Успенского мужского монастыря Новомосковска игумен Агафангел (Болдин) совершил Божественную литургию и обратился к верующим с пастырским словом.
«Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование от Луки, где Господь произносит очень важные слова об фундаментальных и универсальных нравственных принципах, - начал проповедь отце Агафангел. - Первый гласит, что поступать с людьми следует ,так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами. Многие, зная этот принцип, не понимают его сути, ведь если бы мы желали себе добра в нравственном смысле, то есть спасения души, избавления от греха и обретения вечной жизни, то, по идее, того же самого должны были бы желать и для наших ближних.
Проблема заключается в том, что, обладая таким хорошим, общеизвестным и общечеловеческим принципом, применимым как к себе, так и к другим, мы не умеем его использовать. Во-первых, мы не знаем, чего хотим, а во-вторых, что самое страшное, мы даже не знаем, чего нам следует желать, и стремимся, порой, к тому, что губительно для нас и для нашей души.
Вспомним слова: «Но вы любите врагов ваших и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего». С «взаймы» все понятно, но что делать если ваш враг попадает в беду прямо на ваших глазах? Неважно, какие чувства вы испытываете к этому человеку - они могут быть на 99,9% отрицательными, но Христос заповедал приходить на помощь врагу.
Добро, о котором говорится в Евангелии, должно быть сначала понятно нам самим, а внутри нас должна быть сформирована шкала ценностей, поэтому принцип «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте» и является неким мерилом и инструментом, который Господь дает каждому человеку.
Для того даны нам и Заповеди, которые мы воспринимаем, как закон, но они – не закон, а базовые установки, как сейчас модно говорит – настройки по умолчанию. Все же когда-нибудь пытались настроить какой-то прибор без инструкции, а потом, видя, как он не работает, обращались к руководству, в котором указывалось, что если вы чего начудили, то вернитесь к базовым настройкам…
Заповеди - это и есть заводские настройки для души. Они представляют собой фундамент, на котором и возможно появление того великого и прекрасного, что мы называем любовью. Это необходимое условие, без которого ничего невозможно.
Каким же словом Господь определяет и называет это отношение, которое переведено на русский, как «любовь»? В греческом языке существует множество градаций, объясняющих любовь супругов, любовь детей, любовь между друзьями и так далее, но Христос использует слово «агапе», что означает бескорыстную, жертвенную и безусловную любовь и справедливое чувство разума ко всем. То есть я не должен влюбляться в негодяя или убийцу, но должен отнестись к нему по справедливости.
Любовь, проявляющаяся как чувство, это прекрасно! И романтическая любовь, и все, что мы испытываем, особенно в юном возрасте, это все хорошо! Это великая побудительная и творческая сила, это все прекрасно и красиво, но это лишь наша биологическая часть. Это биологические силы души.
Христос же говорит о том, что любовь - это состояние, которое не просто возникает, а которое приобретается. Так Царство Небесное не просто падает на тебя сверху, а достигается усилием. Те, кто прилагают усилия, достигают этого. Поэтому все последующие заповеди и есть те базовые установки нормального человека, при соблюдении которых возникает то великое и прекрасное, что мы называем любовью.
Будем же помнить эти заповеди, относясь к ним внимательнее и, по возможности, соблюдать их с Божьей помощью».
Алексей Анкин, фото Андрей Зайцев