В Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в Успенской обители Богородицы в Новомосковске была совершена Божественная литургия. Возглавил богослужение игумен Агафангел (Болдин) в сослужении братии монастыря.
Накануне в обители совершили всенощное бдение. На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
«Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия, который описывает уверование апостола Фомы, - обратился к верующим игумен монастыря отец Агафангел с пастырским словом. - Поднимаемый в повествовании вопрос актуален конкретно для нашей с вами духовной жизни, раскрывая один из смыслов Воскресения Христа – мы перестаем быть во вражде с Богом, но пребываем с Ним в мире, о чем и говорит сам Господь, обращаясь к апостолам: «Мир вам»!
Иисус Христос даровал ученикам, среди которых не было Фомы, Духа Святого, указав, как надо распоряжаться им и одарил их властью отпускать грехи.
Фома же, проявляя себя не верящим в Воскресение, предстает перед нами честным человеком, который уверовав в глубине души и сердца в Бога, словно бы обретает право говорить с Ним и более того – спрашивать у Него, как у друга!
Христос не осуждает Фому за неверие, а очень по-человечески предлагает ему лично убедиться в Воскресении, после чего потрясенный Фома тотчас же исповедовал свою веру в Него, сказав: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).
Об актуальности образа апостола Фомы для нас мы говорим еще и по той причине, что на протяжении многих веков народ русский в церковной жизни проявлял себя как народ не столько верующий, как доверчивый, а вера и доверчивость истины разные, а порой и диаметрально противоположные. Доверчивость освобождает человека от труда веры, позволяя ему обольщаться разными химерами, претерпевая за это несчастья.
Пребывая в инфантильной сердечной вере, освобождающей нас от осознанной и ясной ответственности за происходящее, мы не принимаем тех, кто испытует свою веру познанием.
Иллюзия обретения веры – вот вопрос, который в образе апостола Фомы ставит сегодня перед нами Церковь, раскрывая сложную для нашего понимания парадигму о том, что Христос ожидает от нас веры глубокой, выстраданной, прочувствованной и в то же самое время прошедшей через горнило многих испытаний, - в том числе и интеллектуальных сомнений.
Таким образом, в образе апостола Фомы мы возвращаемся к реальной духовной жизни, а Господь ждет, чтобы мы проявили себя не просто доверчивыми марионетками, но как испытующие себя и Его.
Поэтому отнесемся к словам: «Господь мой и Бог мой», - изреченным из глубины своего сердца Фомой, с пониманием того, что апостол признал во Христе человека и Господина, за которым готов он был следовать на смерть, но и подтвердив веру в то, что этот самый человек и есть тот ветхозаветный Бог, о котором говорили все учителя и наставники.
Это исповедание Фомы придало и ему и всем ученикам Христа силы на то, чтобы идти, смело, проповедуя по всему миру Евангелие, отрывок из которого слушали мы сегодня и который внушает нам большую христианскую надежду, прозвучавшую в словах самого Христа: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:28).
Эти слова касаются нас, потому что Иисус возлагает на каждого христианскую ответственность, заключающуюся в том, чтобы нести в своей жизни и делах тот образ, глядя на который «невидевшие» и уверуют».
Алексей Анкин, фото Андрея Зайцева