В праздник Торжества Православия игумен Успенского мужского монастыря Новомосковска игумен Агафангел (Болдин) совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия, на котором подтверждается истинное учение Церкви и осуждаются ереси. Это богослужебное празднование связано с конкретным событием – окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в середине IX столетия.
Накануне в монастыре совершили всенощное бдение. На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
«Поздравляю вас с успешным завершением первого духовного этапа в нашем поприще Великого поста, - обратился отец Агафангел к прихожанам и паломникам, пришедшим в этот воскресный день разделить радость совместной молитвы с пастырем и духовенством обители. – Радостные богослужения воскресных дней контрастируют со службами будней, а утверждено так в церковном Уставе для того, чтобы мы помнили о том, к чему готовит нас Великий пост. Это радость, достигнуть которую стремимся мы в полноте Божественного замысла, то есть Христово Воскресение, а любой воскресный день и есть малая Пасха!
Сегодня мы вспоминаем великий сонм мучеников и праведников, зачастую мученически послуживших Торжеству Православия на Земле, что ставит перед всеми нами вопрос о том, являемся ли мы достойными их наследниками…
К сожалению, мы отделяемся от тела Церкви из-за своего своевольного и сладострастного стремления ко греху, поэтому каждый раз за исповедью, а особенно в Первую седмицу Великого поста, убеждаемся мы вновь и вновь, что без помощи Божией мы обуреваемы и одолеваемы всеми чувствами и воспоминаниями, которых мы стараемся отвратиться, но будучи настолько сроднившимся с суетным миром, никак без них не можем.
В нынешнем Евангельском чтении мы не слышим рассказа о чуде, но внемлем разговору Христа с апостолами, в котором Господь открывает нам, что Небо открыто для общения с человеком, который может войти в Церковь Божию, если нет в нем лукавства. То есть истинный христианин, это не тот, кто в пост не ест сало и не тот, кто постоянно причащается, крича об этом на каждом углу, но тот, кто приходит на помощь ближнему с чистым сердцем и участием, порой и во вред показной молитве, оставляя свой духовный подвиг тайным. Господь же, «…видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3-4).
Как же найти в себе силы, чтобы продолжить движение к Пасхе Христовой, отрицаясь лукавства, которое и понимаем мы даже неправильно, считая его народно-житейской хитростью – где-то приврал, смолчал и недоговорил…
Евангелие же говорит о том, что «лукавство» происходит от слова «лукавый», то есть дьявол, являющийся ложью и отцом лжи. Поэтому, если нет в нас лукавства, то не должно быть и ничего дьявольского и лживого. Возможно ли это?!
Конечно возможно, но лишь тогда, когда Господь, благодатью Своей вселяется в душу человека и тогда благодать Божия сама вытесняет из человека все лукавство, чтобы мог он сам понимать, что можно, а что нельзя, руководствуясь даром этой благодати, следуя призыву идти за Господом, не ища личной выгоды.
Господь всегда зовет человека, а он, при всей ясности этого зова, к сожалению, часто разменивается на свою житейскую суету.
Задумаемся же, братья и сестры, в эти великопостные дни над тем, чтобы воссияло в нас самое главное чувство, - пусть не сегодня, но в какой либо из дней Великого поста, - радостное и единственно на потребу ощущение пришествия истинной правды Христовой. Аминь».
Алексей Анкин, фото Ивана Михеева и Алексея Григорьева