Игумен Агафангел (Болдин) совершил богослужение в неделю воспоминания Адамова изгнания, после чего обратился к прихожанам Успенского мужского монастыря Новомосковска, испросив у них прощения за невольные согрешения словом, делом, помышлениями и всеми своими чувствами.
«В евангелии от Матфея слышим мы слова о том, что там будет сокровище наше, где и сердце, - начал проповедь игумен Успенской обители Богородицы отец Агафангел. – Изгнанный из Рая Адам был лишен самого главного сокровища, то есть возможности общения с Богом.
Вступая в пост, мы должны ориентироваться именно на поиск этого богатства – Царства Небесного и Богообщения! Если мы преисполнены решимости и в серьез называем себя христианами, то должны в эти дни постараться, что хоть немножко прикоснувшись к божественной благодати стать похожими на Бога.
В этом смысле Великий пост является для нас радостью, ибо мы с любовью устремляемся на поиски истинных самих себя, потерянных и изгнанных из Рая, как Адам, искаженный своими грехами и своеволием, но не погибший, потому что Бог не хочет погибели грешным, но всем желает спастись и придти в истинный разум.
Проблема изгнанных из Рая не является проблемой тех, кто там когда-то жил, но является проблемой всего человечества, потому что в основе лежит важный принцип добра, которого в Эдемском саду было в преизбытке, и зла, произошедшего от не вовремя и некстати реализованного желания добра. Древо же познания есть метафора о приоритете Бога решать за человека и вместо него, что такое добро и что такое зло, которое Адам познал вместе с грехопадением, узурпировав это божественное право.
Принимая и понимая это, мы должны в пост, как и наши прародители, еще не познавшие греза, откладывать хорошее, которое в данный момент неважно и неактуально, ради лучшего.
В посте, как и в паломничестве важен путь, но… Есть такая поговорка про самурая, для которого цель ничто, а путь – все, а в христианстве и цель перед нами благородная, - достойно встретить Пасху, - и путь к ней пройти достойно, изменившись в своем сердце, а изменения и рост в человеке происходят от ограничений, а не от вседозволенности.
Мы сегодня слышали как бы условие от Бога – если не простим, то и нам прощено не будет, но на самом деле речь идет не о каких-то обязательствах, а о некоем механизме, смягчающем в прощении наши сердца и открывающие их навстречу благодати божией.
Мы не можем, как бесплотные духи не вкушать пищу или, как ангелы, пребывать постоянно в молитве к Богу, но каждый имеет возможность прощать, уподобляясь в этом Богу.
Вступая, через Прощеное воскресение в Великий пост, мы должны понимать, что не сможем приблизиться к Богу, если будет ожидать его окончания, тем более сводя все к пищевым ограничениям. Если же будем молиться, как святой Амвросий Медиаланский, прося у Господа возможности не видеть в этом мире иной красоты, кроме красоты Бога, то достигнем многого.
Вступая в пост, давайте приложим все силы нашей души к тому, чтобы по слову святого Амвросия научиться подражать Христу, становясь настоящими христианами не по названию и внешности, но смыслу и качеству жизни, в которой высочайшая красота и вся наша жизнь - это Иисус Христос»!
Алексей Анкин, фото Андрея Зайцева