Игумен Агафангел (Болдин) совершил Божественную литургию в Успенском мужском монастыре Новомосковска. В неделю, завершающую период Рождественских праздников, игумен обители обратился к верующим со словом проповеди.
Накануне в обители совершили всенощное бдение. На сугубой ектении были вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.
«Сегодня мы вспоминаем два евангельских события, между которыми лежит земной путь общественного служения Христа, - начал проповедь отец Агафангел. - Узнав о заключении Иоанна Крестителя в темницу, Иисус меняет место жительства и оставив Назарет и селится в Капернауме, жители которого жили в достатке, но были слепы духовно, так как жили в окружении языческого влияния, но старого держали закон иудейский.
Однако, как по слову великого русского писателя Лескова, Россия была крещена, но не просвещена, так и жители Капернаума, несмотря на творимые Христом чудеса, не услышали Божий призыв и остались глухи к христовой проповеди.
Так же и мы остаемся во тьме, что особенно видно в день Крещения Господня, по тому, как относимся мы к Святой воде, волнуясь о том, откуда она и сколько бы ее набрать, чтобы на год хватило.
Как и в Капернауме, современные люд, - мы с вами, - не слышим призыв Господа к покаянию, о котором говорил и Его Предтеча. Так подчеркивается и связь Христа с Иоанном Крестителем и соблюдение глубоких религиозных традиций, говорящих о том, что свет Божественной благодати не может осветить сердце, если в нем нет покаяния.
Так, приходя на исповедь, мы все подменяем внешним и сетуем о том, что не того поели.
В этом своем заблуждении мы не понимаем, что мало быть наследниками русской святости и религиозной культуры, но важно быть и активными участниками этих процессов, являясь не плывущей по течению щепкой, а растворяясь в них. Для этого надо изменить сознание, чтобы приходя в храм не падать на колени и не посыпать голову пеплом, но в покаянии ежедневно и ежечасно работать над самим собой, своим сердцем и душой, облагораживая их ежедневным чтением молитв Утреннего и Вечернего правила и Евангелия.
И сегодня мы становимся свидетелями первых слов Христа, вышедшего на общественное служение, относясь к которым серьезно и по настоящему приложив их к своей жизни, осознаем, что Святая вода есть икона и образ вечной жизни. Она не подвержена процессам тления, как и наша бессмертная душа! Она не спасет нас от простуд, но открывает нам двери в жизнь вечную!
Да сподобит же и нас Господь, чтобы мы целенаправленно, с Божией помощью и при поддержке Благодати Святого Духа, так и устраивали путь своей духовной жизни».
Алексей Анкин, фото Андрей Зайцев