В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений на тему: «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений», по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в стенах Богородице-Рождественского женского монастыря Тулы прошел региональный этап Чтений.
Председатель межъепархиальной коллегии по монастырям и монашествующим Тульской митрополии, благочинный монастырей Тульской епархии игумен Агафангел (Болдин) обратился к всечестным отцам, досточтимым матушкам игумениям, братьям и сестрам с приветственным словом: «Так как наша секция Рождественских чтений проходит в рамках заседания межепархиальной комиссии по монастырям и монашествующим, позвольте начать встречу с небольшого подведения итогов.
Исполняя послушание в Синодальном отделе по монастырям, я посетил прошедшим летом несколько монастырей в Галической епархии, в составе инспекционной комиссии. Подобные проверки проводятся Синодальным отделом уже не первый год и не исключен визит и в наши пенаты, поэтому хочу напомнить, на что особо следует обратить внимание.
Сообщая вам о проверке документооборота, я не подразумеваю бухгалтерские отчеты, но говорю о порядке в личных делах насельников, включающих биографии, прошения и иные установленные документы, можно в виде копий.
Безусловно, проверяется быт насельников, а также послушания с учетом традиций проверяемой обители, и практика прохождения монахами келейного правила и пути духовного спасения именно на этом месте, именно в этой обители».
Далее игумен Агафангел предложил перейти ко второму вопросу встречи: «В следующем году мы празднуем 80-й юбилей Победы русского народа в Великой Отечественной войне, что и стало лейтмотивом очередных Международных Рождественских образовательных чтений.
На ранее прошедших круглых столах мы уже говорили о роли новомучеников, особенно в монашеском сане, в истории России вообще, а также в предвоенные и военные годы, когда Русская Православная Церковь переживала тяжелейшие времена гонений. Подобные мероприятия проходили во всех епархиях, в результате чего был подготовлен к печати ряд изданий, способствующих увековечению памяти новомучеников. Актуальность этих трудов не утратила своей остроты, о чем напомнил нам и Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Не станем и мы оскудевать в послушаниях на архивную работу».
Затем игумен Агафангел предложил выслушать докладчиков.
Игумен Покровского мужского монастыря села Доброе Суворовского района Тульской области игумен Антипа (Тхоржевский), благочинный монастырей Белевской епархии, в своем докладе о «Взаимосвязи Великой Победы и духовного преуспеяния народа» проанализировав библейские тексты, посвященные многочисленным войнам в истории богоизбранного народа, отметил, что любую войну можно считать следствием грехов: «Таким образом, если человек, возвышаясь духом, одерживает победу над самим собой, своей греховностью и своими страстями, то есть, одержав победу над внутренним врагом, он делается способным победить и врага внешнего».
Воспоминаниями о монашествующих – участниках Великой Отечественной войны поделился иеродиакон Арсений (Романов), насельник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы в докладе «Были крепки во бранех»: «Несчастья и невзгоды войны показали всю полноту любви Матери-Церкви к народу, которая проявилась в молитвах и трудах для победы над врагом. И особенную роль в этом играли монашествующие. Подвиги старцев укрепляли и ободряли русский народ в тяжелое для всей страны время. Всем известны такие подвижники, как ныне прославленные святитель Лука (Войно-Ясенецкий), преподобный Серафим Вырицкий, преподобный Симеон Псково-Печерский (Желнин), старцы Серафим (Соболев), Николай Гурьянов, Иоанн (Крестьянкин), Адриан (Кирсанов) и многие другие, трудившиеся на фронтах и в тылу на благо народа и во имя общей победы.
Интересным является свидетельство уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК УССР П.С. Ходченко о том, чем занимались монахи и монахини в монастырях: «В большинстве своем монахи и монахини в монастырях занимаются молением и изысканием средств к существованию. Но некоторые монастыри занимаются кроме того и патриотической деятельностью, и посредством этой патриотической деятельности стремятся к влиянию на окружающее население. В особенности тенденция эта проявляется в форме шефствования над военными госпиталями».
Следует еще раз отметить, что в дни великих невзгод и несчастий, которые принесла война, тысячи монахов и монахинь встали на молитву, чтобы попросить Божией помощи, заступничества Пресвятой Богородицы и ходатайства святых за родное Отечество. Своим предстоянием в молитве они еще раз доказали верность слов преподобного Силуана Афонского о том, что мир стоит молитвою».
С докладом на тему «Победа в войне как результат победы духа, веры и любви» выступила насельница Богородице-Рождественского женского монастыря инокиня Агриппина (Фариди): «Сотериологический смысл любви к земному Отечеству заключается в том, что земное Отечество и его Церковь, в святоотеческом согласии, рассматривается как преддверие Отечества Небесного. Об этом говорил, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем общеизвестном высказывании: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить», чтобы наследовать жизнь вечную там. Потому как, любовь к земному отечеству является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему и, выполнение гражданских обязанностей представляется как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, пишет этот же святой, потому что: «Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах».
Нужно отметить, что по естеству, идея патриотизма внерелигиозна и имеет ориентиры общечеловеческих ценностей, однако может приобрести полноту религиозного содержания в контексте христианской идеологии. Тогда любовь к Родине, становится духовной задачей человека, ищущего спасения, а понятие «патриотизм» наполняется особыми христианскими смыслами на основе идеи служения.
Так священники, пребывающие в лагерях, возвращаются и становятся настоятелями вновь открывающихся храмов, а увеличение числа духовенства и прихожан позволяет Церкви внести значительный вклад в победу путем активного сбора средств на нужды фронта. Так вернувшийся из ссылки епископ Лука Войно-Ясенецкий, лауреат Сталинской премии, ученый, профессор хирургии, доктор медицинских наук, работал в госпиталях, помогал раненым, а свою премию и часть сбережений отчислял пострадавшим детям.
За годы Великой войны, благодаря предстательству Пресвятой Богородицы и ходатайству святых угодников божиих, произошла полная и всесторонняя переоценка жизни советского общества, различных слоев населения, от народа до власти, с возвращением людей к реальностям бытия. Война показала необходимость существования Русской Православной Церкви, в чем и проявился Великий Промысел Божий».
Затем к участникам регионального этапа Чтений с докладом «Значение подвига и примера новомучеников, исповедников и подвижников благочестия для победы в Великой Отечественной войне» обратилась монахиня Серафима (Столярова), насельница Богородице-Рождественского женского монастыря. В своем выступлении мать Серафима обратила внимание присутствующих на то, что война, как лакмусовая бумажка выявляет все самые потаенные уголки человеческой души: «Говоря о Великой Отечественной Войне, можно сказать, что она обнажила много шокирующего и нечеловеческого для людей той военной эпохи, и оставила после себя на все будущие поколения великую память и невосполнимые потери. Но она также поставила на горе светильники, которые светят нам и будут светить последующим поколениям подвигом веры, святости и любви к ближнему.
Церковь через своих угодников, просиявших в XX столетии, подготовила духовную победу в этой войне. Служители церкви поддерживали свою Родину с первых дней военных действий, непосредственно участвовали в боевых действиях, спасали жизнь в тылу и совершали молитвенный подвиг об избавлении страны от гнета фашизма.
Значение подвига всех членов Церкви, так или иначе послуживших приближению дня Победы, нельзя переоценить. Только всеобщим усилием воли, жертвенностью, молитвенным стоянием, храбростью в бою, христианским примером любви к ближнему была достигнута Победа. Мы верим, что все жертвы, принесенные в этой страшной для всего человечества войне, не забыты Богом. Все мученики получили свое великое воздаяние в вечной жизни».
Своеобразным итогом ранее заслушанным докладам стало выступление наместника Введенской Макариевской Жабынской пустыни иеромонаха Назария (Рыпина) об «Отечестве Небесном и Отечестве земном - осмыслении патриотизма в монашестве».
Отец Назарий отметил, что всякий истинный христианин является патриотом Небесного Отечества, но особенно стремиться к нему монах, становящийся в исполнении своих обетов квинтэссенцией христианства.
По завершении встречи Председатель межъепархиальной коллегии по монастырям и монашествующим Тульской митрополии, благочинный монастырей Тульской епархии игумен Агафангел (Болдин) поблагодарил присутствующих за понесенные труды, а матушку игумению Амвросию (Соломатину) за организацию встречи в стенах вверенной ее неустанному попечению обители.
Алексей Анкин