Игумен Агафангел (Болдин) совершил Литургию в Успенской обители Новомосковска, по завершении которой поздравил предстоящих с воскресным днем и обратился к верующим с пастырским словом.
«В нынешнем евангельском чтении мы слышали притчу о богаче и Лазаре, - начал проповедь отец игумен монастыря. – Это повествование является одним из самых сложных для осмысления и понимания, но мне кажется, что после вчерашней Дмитриевской родительской субботы, мы имеем более глубокие размышления о том, что живя не так, как должно христианину, мы может и спохватимся, но будет уже поздно для того, чтобы исправить свое положение. Исправить же его может не явление кого-то из мертвых, как просил некий богач, претерпевая муки ада, но крепкая вера и следование за Господом и Его пророками и учениками.
Вспомним, что богач из притчи не был неверующим, но был не радеющим о своем спасении, что и привело его к такой страшной участи – вроде бы и хочет стремиться теперь к Богу, но это стремление, из-за укоренившихся грехов, делает само стремление невозможным и мучительным. Поэтому и ад, в котором пребывают грешники, отринувшие Господа, есть Его милость, позволяющая не только иметь место, так сказать, пребывания, но и возможность надежды на наше молитвенное за них предстательство.
Притча о богаче и Лазаре не является какой-то сказкой о том, что богатый должен делиться, а бедный наверстает свое в Царствии Небесном, но прямое указание на то, что имея свободу выбора отринуть Бога, надо помнить и об ответственности за свой выбор. Свободы не бывает без ответственности!
Приоткрывая завесу между жизнью и смертью, притча предлагает нам назидательный вывод – мы должны понимать, что каждый миг жизни предполагает непростой выбор, Будем ли мы с Богом или против Него, причем не только в земной жизни, но и в Вечности. Мы имеем возможность выбора изменения своей жизни и себя, устремляясь либо к богоподобию, либо уподобляясь дьяволу.
Не станем же ровняться на героев притчи, думая лишь о «цветах удовольствия» или прозябая в нищете, тонуть в грехе зависти. Будем утешать себя пониманием того, что Господь не вступает с нами в рыночные отношения, давая после смерти бедным богатство, а богатого лишая благ, потому что Бог спасает нас, предполагая, что дарованная нам свобода будет свободой выбора жизни с Ним»!
Алексей Анкин, фото Андрея Зайцева