В воскресный день и праздник святых отцов Первого Вселенского собора, утвердивших догмат о Святой Троице и написавших значительную часть молитвы «Символ веры», а также в попразднство Вознесения Господня, в Успенском мужском монастыре Новомосковска совершили Божественную литургию. По завершении богослужения игумен обители обратился к молящимся с проповедью.
«На протяжении трех веков за то, что ты христианин, тебя могли лишить дома и должности, бросить ко львам в клетку, на гладиаторскую арену или просто убить, - начал пастырское слово игумен Агафангел (Болдин). - Лишь в 324 году император Константин, почитаемый Церковью равноапостольным, издает эдикт, признающий христианство государственной религией Римской империи.
Не все сразу стало хорошо, потому что враг из внешнего стал внутренним и Церковь подверглась влиянию ересей, конец которым был официально положен на Вселенском соборе. Это историческое событие объединило в Никее тех представителей христианства со всей Земли, которые не имели еще даже свободы своего вероисповедания, но несли на своих телах явные следы пыток и мук, которые выдержали они за Христа. По сути это были мученики, объявленные языческими властями вне закона, равно как и сама их вера в Господа.
Ярым представителем ересей был гордец монах Арий, человек очень умный и пытавшийся объяснить простыми словами природу Бога, но впавший в заблуждения. И мы становимся подобными ему, когда своим ограниченным умом дерзаем изъяснить Тайны Божии, впадая при этом в ересь.
Важно осознавать это и принимая свою неправоту уметь смириться с этим самым правильным и верным устроением в жизни, потому что христианские догматы не догматы, а развивающиеся во времени и пространстве истины, которые человек усваивает по мере своего физического, а главное – духовного роста, основанного на свободном личном выборе каждого человека.
Господь же никогда не вмешивается в этот человеческий выбор, потому что в противном случае мы были бы послушными и неразумными роботами, подчиненными чужой воле. Бог в Своей милости дает нам возможность проходить жизненный путь и взросление, опираясь в этом труде на завет святых отцов, опыт которых заключен в молитве «Символ веры». Ее слова устанавливают и укрепляют в наших сердцах, равно как и христианские догматы, внутренний закон. Если же мы в сердцах своих преступаем любую Божию заповедь, закон или догмат, то становимся преступниками против Бога.
Будем же, размышлять о правилах Церкви не как о каком-то теоретическом учении, но исходя из опыта и практики нашей с вами христианской жизни, чтобы быть людьми не просто по внешнему виду, а христианами по своей сути, как того и хочет Господь».
Алексей Анкин, фото Ивана Михеева