Заповеди же это не о том, как получить, а о том, как отдать, из любви

Игумен Успенского мужского монастыря Новомосковска совершил Божественную литургию в Неделю 34-ю по Пятидесятнице. Затем игумен Агафангел (Болдин) обратился к пастве со словом воскресной проповеди.

 

«За Божественной литургией мы слышали с вами Евангелие от Матфея, в котором есть такие строки: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19-16), - напомнил отец Агафангел. – Это тот случай, когда ответ страшнее, чем вопрос, потому что, говоря современным языком, Христос сказал, что никто не сможет спастись, ибо уповая на свои дела, подвиги или добродетели мы не можем отказаться в жизни даже от самого малого.

 

Заповеди же это не о том, как получить, а о том, как отдать, из любви, а не по долгу. Может, потому так плохо и получается у нас жить по заповедям, что пытаемся их исполнить, ожидая от их исполнения не радостной встречи с Богом и ближним, а чего-то лично для себя, некоего «духовного роста», который возможен только как результат любви, как «побочный продукт» обращенности на другого.

 

«Ищите прежде Царствия Божия, и это все приложится вам», - так говорит нам Спаситель. То есть, Он указывает на то, что когда мы слышим Божие повеление не убивать, то должны понимать – суть не столько в том, чтобы не стать убийцей, сколько в том, чтобы жалеть и прощать ближнего, осознавал ценность его жизни и непозволительность никому, кроме Господа, распоряжаться этой ценностью.

 

Так же требование не прелюбодействовать нацелено в первую очередь не на достижение своего целомудрия, а на сохранение семейного мира другого, через которое зарождается привычка обуздывать свои похоти.

 

«Не кради», сказано не для сохранения безупречной репутации, а для того, чтобы человек устыдился бы огорчить ближнего воровством.

 

«Не лжесвидетельствуй» не для того, чтобы прослыть честным человеком, а потому что от ложного свидетельства плохо будет тому, кто оболган.

 

И так далее, до заповеди, что смыслово объединяет их все в одну: «Люби ближнего твоего, как самого себя».

 

Любящий любит бескорыстно, потому что иное чувство называется не любовью, а похотью, но и любимый, если он действительно хочет любви, не должен превращать отношения с любящим в торг, выясняя свою выгоду.

 

Апостол Петр до Голгофы, в гордыне все рассчитывал и прикидывал: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф.19.27), однако после Воскресения Христова, после того, как ему хоть в какой-то степени открылась доселе для него сокровенная тайна Божией любви к человеку, он забыл о расчетах и выгодах, он знал только одно: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин.21.17).

 

И в нынешнем повествовании видим, как гордящийся своей «праведностью» юноша считает, что выполнил все заповеди. Вероятно, он и вправду не убивал, не крал и не произносил ложных свидетельств, но не делал он всего этого не из любви, которая видит свое благо в благе другого, а для приобретения к уже имеющемуся богатству, к тому, что он уже «сохранил от юности своей», еще и того, чего «недостает ему», то есть жизни вечной. Понятно, что так ничего у него не получится.

 

Не получается и у нас. Ведь блаженны не ревностные и скрупулезные исполнители закона, которым, как известно «…не оправдится никакая плоть» (Рим.3.20), а «блаженны нищие духом ибо тех есть Царствие Небесное» (Мтф.5.3)».

 

Алексей Анкин, фото Алексея Григорьева

 

http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf0.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf1.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf2.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf3.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf4.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf5.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf6.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf7.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf8.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cf9.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cg0.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cg1.jpg
http://monuspen.ru/photoreports/ed96ca62b9e3d6c971217bb396903cg2.jpg