В Свято-Успенском мужском монастыре была совершена Великая вечерня Великого Пятка с выносом Плащаницы Спасителя, а также утреня Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.
Во время богослужения игумен монастыря игумен Агафангел (Болдин) со словами проповеди обратился к присутствующим прихожанам:
«Братие и сестры! “Жизнь христианина, — говорит святой Иоанн Златоуст, — есть ежедневный крест”. Святые апостолы и мученики с радостью претерпевали за Христа всевозможные страдания, и жизненный крест для них явился лествицею от земли на небо.
Постараемся же и мы безропотно, с благодарением Бога нести свой жизненный крест, и тогда, окончив земную жизнь, мы сподобимся вечного блаженства в Царствии Небесном. Каждого из нас Господь привел сюда, в этот храм, своим путем - и каждому предстоит свой подвиг, тот путь, которым Господь его поведет. И каждому из нас важно увидеть этот путь и ежедневно делать по нему маленькие шажки, пользуясь богатейшей сокровищницей духовного опыта, который содержится в Церкви. Если нас обижают - прощать. Если сами обидели - просить пощения и каяться на исповеди. Если нас злословят - не грубить в ответ. Если обуревают искушения - класть поклоны и читать Евангелие. Любить службу и храм Божий. И главное - всегда прислушиваться к своей совести, стараться понять, как именно нас ведет Господь. Если будем уповать не на свои человеческие силы, а на благодать Святого Духа, и соблюдать простые духовные правила, которые все мы знаем - то Господь поможет нам с пользой провести этот великий пост и встретить Светлое Христово Воскресение.»
Ради глубокой скорби и благоговения к Крестной Жертве Христа Спасителя Божественная Литургия в Великий Пяток не совершается. Вместо неё служат «Царские часы», составленные святителем Кирилом Александрийским (V век). Они намного продолжительнее обычных, ведь помимо псалмов, содержащих пророчества о крестных страданиях Господа, читаются также паремия, Апостол и Евангелие. В песнопениях, чтениях Апостола и Евангелия на каждом часе говорится о страдании и искупительной жертве Сына Божьего, «взявшего на Себя грехи всего мира». Особенностью Царских часов Великого пятка можно назвать то, что в этой службе повторяются многие стихиры и Евангелия, читавшиеся накануне вечером.
На Великой Вечерне прочитываются паримии, пророчествующие о Страстях Господних и составное Евангелие, в котором повествуется о Крестных муках Спасителя.
После молитвы «Ныне отпущаеши...» при пении тропаря «Благообразный Иосиф...» на середину храма была изнесена Святая Плащаница с изображением положения во гроб Спасителя.
По окончании вечерни было отслужено малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы».
На утрени по прочтении шестопсалмия при пении тропарей братией обители было совершено каждение. Далее были прочитаны Непорочны с похвалами перед Святой Плащаницей - 17 кафизма, разделенная на 3 статии, с особыми тропарями, полными глубокого смысла и умиления.
Утреня Великой субботы - это молитвенное бдение пред Плащаницею, как бы пред гробом Христа Спасителя. На ней читается канон «Волною морскою», написанный несколькими авторами: преподобным Космой Маиумским (братом преподобного Иоанна Дамаскина), Марком, епископом Идрунтским и инокиней Кассией. Канон изображает смятение неба и земли в минуты смерти Господа и воспевает любовь и славу погребенного Спаса, сходившего в ад и неразлучно пребывающего с Богом Отцом. Он полон такого глубокого смысла, что будет повторен еще раз, в начале пасхальной службы перед Крестным ходом.
Во время пения Великого славословия было совершено троекратное каждение окрест Плащаницы и при пении «Святый Боже...» был совершен крестный ход с Евангелием и Плащаницей над ним. Этим трогательным, с хоругвями, свечами и обнесением Плащаницы вокруг храмов, медленном погребальном звоне, изображается нисшествие Христа в ад. По традиции при захождении в храм молящиеся проходили под Плащаницей, а затем вновь прикладывались к ней.
В завершение Утрени перед Плащаницей были прочитаны пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8), после чего отец Агафангел прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66). Богослужение завершилось 1-м часом.
Фото Алексея Григорьева