Страницы летописи к 20-летию Свято-Казанского женского монастыря с. Папоротки

 

Насельница Свято-Казанского женского монастыря 
Монахиня Елисавета
 
 
20 июля 2001 года в село Папоротку Богородицкого района приехали двенадцать монахинь во главе с игуменией Игнатией (Сидоровой). С 1990 года до этого дня сестры жили в Тульском  Щегловском Богородичном монастыре, а в 2001 году этот монастырь стали возрождать как мужской, и по благословению епископа Кирилла (Наконечного)  сестры переехали в Папоротку, где в то время настоятелем Казанского храма был протоиерей Иоанн (Титов)1.
 
В этом был Божий промысел, ведь еще в 1950 году левинский старец схиархимандрит Иринарх (Попов), бывший насельник Щегловского монастыря, благословил беречь папоротский храм, предсказывая, что там будет женский монастырь. И это предсказание сбылось. 6 октября 2001 года по указу Святейшего Патриарха Алексия II был образован монастырь, и Казанский храм стал центром новообразованной обители.
 
Первое время жить было негде, и два с половиной года часть сестер ютились в церковной сторожке, а часть  в доме у благочестивой женщины Анны. Конечно, монастырь испытывал большие материальные и финансовые затруднения. Но по милости Божией нашлись люди, которые сразу же откликнулись на нужды молодой обители и стали помогать, кто чем мог. Обращались и в разные производства с просьбой помочь в строительстве жилья. Даже пережив лихолетье  советского времени, люди сохранили веру и с радостью откликнулись на Божий призыв помочь молодому монастырю, чувствуя нужду в молитве.
 
Как только появилась возможность, то первым делом стали возводить ограду вокруг территории монастыря. Председатель колхоза Петр Владимирович Ильяшенко выделил 1 га земли вокруг старой ограды храма для будущих построек, сада и огорода. Спустя два месяца территория монастыря была уже огорожена. Старанием и любовью прихожан Тульского Щегловского монастыря на южной стороне территории летом 2001 года был посажен сад. Девяностолетний садовник Павел Михайлович и тульские прихожане, верные своей любви к матушкам, не поленились проделать стокилометровый путь, приехали со своими саженцами, чтобы внести свою лепту в великое дело – строительство нового монастыря.
 
Постепенно был разработан и огород, в котором  позднее построили три теплицы и разбили виноградник. Никакие репрессии, никакие гонения не помешали людям сохранить православную веру и при первой возможности реализовать духовную потребность души, заложенную Богом.
 
В мае 2002 года по благословению Преосвященнейшего Кирилла на северной стороне территории был заложен фундамент под келейный корпус, и в следующем году на Покров Божией Матери строительство было закончено. В этот день произошло торжественное освящение здания благочинным тульских монастырей архимандритом Лавром (Тимохиным), и сестры обрели свой кров.
 
Постепенно благостроительство новой обители продолжалось. В августе 2004 года на месте источника Казанской иконы Божией Матери по благословению архиепископа Алексия(Кутепова) было начато строительство купальни, которая была сооружена уже к престольному празднику 4 ноября. Освящение купальни было совершено при большом стечении народа монастырским священником игуменом Феодосием (Дамаскиным). А на праздник Крещения Господня воды источника освятили Великим чином.
 
В первое лето трапезная была под открытым небом, а потом поставили беседку, где и накрывали столы для себя и гостей. Гости были разные -  и прихожане, и благотворители, но особенно хочется упомянуть о духовном окормлении. Как-то так получалось (конечно во всем был Божий промысел), что в новообразованную обитель стали приезжать старцы с великим духовным опытом. 
 
Регулярно посещает обитель митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов) и своими богодухновенными проповедями поучает сестер. 
 
Навещал монастырь епископ Тульский и Белевский Кирилл2, наблюдая за строительством нового монастыря.
 
В 2001 году обитель посетил игумен Герман (Подмошенский), который жил в скиту на острове Платина (США), духовное чадо свт. Иоанна Шанхайского, издатель журнала «Русский паломник». Он приезжал в Тульский Щегловский монастырь к своему знакомому краеведу Владимиру Николаевичу Сухопарову, который присылал ему материал в его журнал. Он и предложил старцу съездить в Папоротку. Целых пять часов отец Герман рассказывал о своем ските, о духовной жизни, а сестры пели ему духовные песни.
 
Приезжали в монастырь братья митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) и иеромонах Никон (Смирнов), настоятель Афонского подворья в Москве; в настоящее время духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Сестры навсегда запомнили их духовные беседы.
 
С духовным окормлением посещали обитель архимандрит Вонифатий (Потапов)3 и архимандрит Лаврентий (Постников) из Троице-Сергиевой Лавры.
 
А  1 июня 2010 года обитель посетил Святейший Патриарх Кирилл, благословив сестер жить в мире.
 
Когда к матушке игумении приезжают гости и ее спрашивают об истории монастыря, то она очень любит рассказывать историю о том, как все сестры в первое лето пошли в лес за грибами. Они не знали, куда идти, как вдруг появился старичок, одетый по-старинному, с коробом за спиной. Он им и указал, куда надо идти. 
 
Матушки направились было по указанному пути, но оглянулись, чтобы уточнить направление, так как места для них были незнакомые, а старичка и след простыл. 
 
Они вышли на красивую поляну – кругом березки, трава по пояс, а вокруг каждой березки хоровод грибов. Набрали более 60 ведер и сделали запасы на зиму.
 
Матушка игумения убеждена, что место указал сам Николай Угодник, уж очень этот старичок напомнил ей образ святого.
 
Уже забылось, откуда в монастыре появился один улей, и вдруг заметили, что к нему подлетают пчелы; правда, и мысли не допустили, что это может быть рой. В скором времени  в монастырь пригласили пчеловода  Ивана  проверить улей. Оказалось, что в нем появился рой. Иван спросил, не желаем ли мы развести пчел. Матушка игумения засомневалась в этом предприятии, а Иван предложил помочь ухаживать за ульем, и взял его на зиму к себе. Ближе к весне он узнал, что продаются шесть ульев по дешевой цене, и порекомендовал матушке их купить, обещая взять их на свою пасеку и смотреть за ними. Матушка, рассудив, что, видимо, это благословение Пресвятой Богородицы, купила ульи. А летом Иван позвонил и сказал, чтобы приезжали качать мед. Накачали 2,5 фляги. После качки ульи перевезли и установили на монастырском огороде. Таким образом, монастырь обзавелся своей пасекой, и обитель имеет свой мед.
 
Во всех монастырских трудах и по строительству, и по уходу за огородом помогали прихожане. Это и сестры Усковы, Анна Мукменова, Валентина Арефьева, Любовь Шилина и мн др. Особенно хочется вспомнить Геннадия Леонтьевича Жеребятьева. Пожалуй, нет ни одного места в обители, которое бы не помнило его заботливых рук. Все монастырские работы проходили с его участием. Всегда он был приветливым и радостным. Количество добрых дел, сделанных им, не только в монастыре, но и в миру, неисчислимо. Он посвятил свою жизнь служению ближним и делал это легко и непринужденно. Он крепко стоял в вере и уповании на Господа, с отрочества читая дважды в день акафист свт. Николаю Чудотворцу. Он ушел из жизни 8 апреля 2008 года на день Собора Архангела Гавриила. Блажен, кто стал образцом для ближнего.
 
Постепенно в молодой обители стали формироваться свои традиции. Так, в 2007 году  игуменом Кириллом (Титовым) на Преображение Господне, был введен чин о Панагии, который совершается до сего дня каждое воскресенье, на двунадесятые и  Богородичные праздники сразу после литургии. Все сестры во главе с батюшкой, который несет панагиар, и с матушкой игуменией шествуют в трапезную под колокольный звон с пеним праздничного тропаря или «Заступнице усердная». После трапезы идет чинопоследование и раздробляется просфора, которая раздается и сестрам и гостям, приглашенным на трапезу.
 
Среди сформировавшихся традиций, празднование Рождества Христова. После ночной литургии сестры перед вертепом поют колядки, а потом дети и все желающие читают рождественские стихи, за что им матушка игумения дарит подарки. Вечером следующего дня, после повечерия, мы ходим с рождественской звездой по кельям к каждой сестре славить Христа. Это шествие обычно заканчивается в келье матушки, где ждет праздничный чай и подарки. Елка в игуменской келье обязательно украшена конфетами, в которые вложена полоска бумаги с цитатой из святых отцов. И что интересно, каждому достается та цитата, которая дает направление на весь год, либо духовный совет для исправления. После чаепития снова все вместе – и батюшки, и сестры, поем колядки.
 
Вся жизнь и труды в монастыре проходили на фоне непрестанной молитвы наших схимниц. Это был молитвенный щит. О каждой из них хочется сказать особо.
 

 
Схимонахиня Пиама (в миру Касаткина Татиана Павловна) родилась 3 июля 1925 года в с. Гилевка Гилевского района в Сибири. Окончила всего один класс начальной школы. После смерти родителей вместе с младшим братом оказалась в детском доме, где прожила 6 лет, а затем их перевезли к дальней родственнице в Новосибирск.
 
Большая часть жизни будущей схимницы протекала в Туле, где она стала прихожанкой храма вмч. Димитрия Солунского.
 
Первым ее наставником стал преподобный Кукша Одесский, который предсказал ей монашество и исцелил от слепоты – дело в том, что у Татианы один глаз совсем не открывался, а другой перестал видеть. И в 1954 году ее привезли в Почаев к отцу Кукше. Батюшка благословил ее набрать от стопочки Богородицы воды, а по возвращении домой, намочить две тряпочки этой водой и наложить крестообразно на глаза. Она так сделала трижды, и на третий раз прозрела. С этого момента Татиана стала петь на клиросе. Ее назначили регентом левого хора и за активную жизненную позицию старостой храма. В это время она сблизилась со схиархимандритом Христофором (Никольским), тогда еще архимандритом Евлогием. Он и постриг ее в мантию с наречением имени Феофания.
 
Как только у матушки что-то случалось, она ездила в Почаев к отцу Кукше. В 1960- годы,  в стране возобновилась кампания по закрытию храмов и изъятию икон. И по благословению прп Кукши матушка поехала в Патриархию, чтобы отстоять свой храм и храм Двенадцати апостолов, в которых уже началось изъятие икон. В этом нелегком деле монахиня Феофания проявила стойкость и мужество, благодаря чему иконы вернули в храмы. За самоотверженное служение на благо Православной Церкви она была награждена орденом прп. Сергия Радонежского III степени.
 
Отец Христофор особенно любил мать Феофанию. Она часто была восприемницей при постригах в монашество, которые совершал батюшка. Всем своим чадам он завещал, чтобы после его смерти они обращались к ней.
 
Мать Феофания была очень высокой духовной жизни. Когда она стала монахиней, то все свое имущество раздала, а отец Кукша не благословил ее даже получать пенсию, обещая ей, что деньгами она будет обезпечена, Так она и сделала. И действительно, нужды у нее не было. К ней приходили за духовным советом люди и приносили, кто что мог. Она собирала, а потом раздавала по монастырям. Каждый день она ездила к отцу Христофору и читала ему утреннее и вечернее правило.
 
До переезда в Тульский Щегловский монастырь мать Феофания жила на квартирке больной монахини Рафаилы, за которой ухаживала целых 40 лет, до самой ее смерти.
 
В 1990 году будучи уже насельницей Тульского Щегловского монастыря, митрополит Тульский и Белевский Серапион (Фадеев) постриг ее в великую схиму в честь Пиамы девы, и она была назначена старшей сестрой монастыря.
 
Матушка была очень строгой ревнительницей относительно чистоты веры и требовательной. Молилась ночами и вымаливала всех, кто обращался к ней за поддержкой. Она сама на себя накладывала подвиги за ближних своих. Великим постом в первую неделю вообще ничего не вкушала, кроме одной головки лука. Однажды она от изнеможения упала в храме, и ей было видение: отец Христофор подошел к ней в сияющем облачении и поставил ее, и сразу  у нее появились силы. Тут она очнулась и поняла, что отец Христофор всегда был с ней рядом. Его фотография всегда была в келье мать Пиамы.
 
В 2001 году матушка вместе с игуменией Игнатией переехала в Папоротку. Через несколько лет она снова стала терять зрение, и к ней возвратилась слепота, но духовной видение ее не оставило. К ней по-прежнему приезжали за советом и благословением, и всем она помогала.
 
Последние 10 лет жизни схимонахиня Пиама уже совсем не могла ходить и оказалась прикованной к постели, продолжая молиться за своих духовных чад и за сестер монастыря. Она очень любила монастырь и говорила: «Монастырь – это большой корабль. Матерь Божия его каждый день обходит».
 
Она тихо отошла ко Господу 13 мая 2020 года на 95-м году жизни.
 

 
Схимонахиня Максимилиана (в миру Иванова Татиана Петровна) родилась 14 января 1931 года в многодетной крестьянской семье в с. Никольском Октябрьского района Тульской области. Вся семья была глубоко верующей. Старшие сестры пели на клиросе, одна из сестер была просфорницей; сестра Мария славилась как прозорливая, и все село ходило к ней за советом, хотя и прожила она всего 19 лет.
 
Их мать умерла перед святыми иконами, стоя на коленях и сложенными на груди руками, пока все были в храме. 
 
В 1955 году сестры Анна и Татиана посетили Глинскую пустынь. Там они познакомились со старцами, в том числе со схиархимандритом Симеоном (Нестеренко), который стал часто писать им письма с наставлениями.
 
В 1958 году Татиана и младшая сестра Мария4 выпросили у мамы благословение пойти в монастырь, и, получив его, уехали в Грузию в город Мцхета в Ольгинский женский монастырь. Затем их пути разошлись. Мария уехала в Абхазию, а Татиана в Псково-Печерский монастырь, где познакомилась с игуменом Зосимой (Муратовым), в 1959 году она была им пострижена в мантию с наречением имени Мария, в честь прп. Марии Египетской. Отец Зосима духовно строго воспитывал ее в монашеских подвигах. Чтобы преодолеть бесовские страхования, благословлял ее несколько дней ночевать на кладбище, в течение 15 лет не разрешал встречаться с сестрой Марией чтобы не прилепляться к родным, Также по благословению отца Зосимы монахиня Мария некоторое время жила в горах Кавказа, недалеко от ссыльных схимонахинь Елены и Нины5, как говорили, «на расстоянии метания камня». Она духовно у них окормлялась, ходила ночами в лес и молилась на камне. Там с ней произошел такой случай. Шла она с молитвой по горной узкой тропе, с одной стороны от которой была гора, а с другой овраг. И вдруг ей навстречу вышла волчица с волчатами. Матушка в испуге остановилась, потом перекрестила их четками с молитвой «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», и волчица тут же уступила ей дорогу и кубарем покатилась в овраг вместе с волчатами. Монахиня Мария возблагодарила Господа и пошла дальше.
 
На Кавказе матушка прожила несколько месяцев, переехав в Алексин. Там она  стала служить псаломщицей и алтарницей в Успенском храме. В последние годы жизни к ней в Алексин переехал и отец Зосима, будучи уже больным. Там же он и скончался и похоронен на Алексинском кладбище. Отец Зосима умирал по традиции глинских старцев. Уже во время болезни на день усекновения главы Иоанна Предтечи во время обеда он заявил: «С сегодняшнего дня, матушка, пищу вкушать я не буду». Монахиня Мария возмутилась было, но старец ответил: «Матушка, не противоречьте, Приблизились дни моей кончины». Сначала он стал вкушать только просфору и пить святую воду, а потом отказался и от этого. Только молча лежал и тянул четки. Ровно через 40 дней на Покров Пресвятой Богородицы он мирно отошел ко Господу.
 
Впоследствии Монахиня Мария продала дом в Алексине и поехала в Пюхтицы. У святых ворот ее встретила блаженная матушка Екатерина (Малков-Панина). При встрече монахиня Мария ей говорит: «Благословите, матушка». А блаженная ей отвечает: «Какая я матушка? У настоящих матушек много денег, а я, какая матушка»,-намекая на сумму, вырученную от продажи дома. Мария испугалась и спросила у блаженной, как жить, чтобы спастись. И та ей ответила: «А ты стой среди четырех столпов и спасешься»,- видимо имея ввиду жить Евангелием четырех евангелистов.
 
В 1992 году монахиня Мария поступила в Тульский Щегловский Богородичный монастырь, где несла послушание благочинной. Она всегда строго следила за порядком, пресекала у молодых послушниц свободное обращение.
 
6 апреля 2001 года по благословению епископа Тульского и Белевского Кирилла была пострижена в великую схиму с наречением имени Максимилиана, а 20 июля того же года вместе с игуменией Игнатией переехала в Папоротку, где она прожила почти 14 лет, неся послушание на клиросе. Схимонахиня Максимилиана отошла ко Господу на 85-м году жизни 11 сентября 2014 года и осталась в памяти как молитвенница, детской чистоты монахиней более, чем с 50-летним стажем, и строгой бдительной уставщицей и в монастырской жизни и на клиросе.
 

 
Схимонахиня Анфиса (в миру Лихограева Зоя Яковлевна) родилась 12 июля 1929 года в г. Алексине. Там была прихожанкой Успенского храма, где познакомилась с монахиней Марией (будущей схимонахиней Максимилианой), Монахиня Мария предложила ей принять монашество, видя ее благочестивую и скромную жизнь. И в 1983 году архимандритом Евлогием (Никольским; будущимсхиархимандритом Христофором) была пострижена в мантию в честь мученицы Агриппины и стала нести в храме послушание алтарницы.
 
В 1992 году вместе с монахиней Марией поступила в Тульский Щегловский монастырь, и была назначена казначеем, а позднее снова алтарницей.
 
В 2001 году вместе с игуменией Игнатией переехала в Папоротку, тоже став алтарницей. Это послушание она несла особенно ревностно и богобоязненно, являя собой истинную служительницу алтаря. В 2005 году она была пострижена в схиму архимандритом Пантелеимоном (Якименко) в честь новомученицы Анфисы Тульской. Ее восприемницей стала схимонахиня Пиама.
 
Матушка Анфиса отличалась высокой духовностью, тихим нравом, была скромной , смиренной, ревностной и немногословной, как подлинная носительница ангельского чина. Она отошла ко Господу 14 декабря 2005 года в возрасте 76 лет.
 

 
Схимонахиня Серафима (в миру Телышева Мария Васильевна) родилась 9 октября 1923 года в с. Кузовка Богородицкого района. Жизнь ее была крестьянской, трудной. В 1990 году она, оставшись одна, поступила в Тульский Щегловский монастырь, где в скором времени митрополит Серапион совершил постриг в иночество с наречением имени Елевферия.
 
В монастыре она была великая труженица и прошла много послушаний: была и птичницей, и просфорницей, и алтарницей.
 
В 1997 году епископ Кирилл (Наконечный) постриг ее в мантию, дав ей имя Аполлинарии, а в 2003 году архимандрит Лавр (Тимохин) постриг ее в схиму в честь прпмч. Серафима Алма-Атинского. 
 
В 2004 году она поступила в Папоротку.
 
Матушка Серафима была ревностной молитвенницей, не пропустив ни одной службы в храме. И всегда в любую погоду, опираясь на свой костылик, согнувшись почти до земли, тихонько шла на молитву. А каждую ночь с двух до четырех часов она читала Псалтирь, взяв для себя самое трудное время; да еще помогала в чтении Псалтири днем, если какой-либо сестре в свой час чтения приходилось срочно уходить на послушание по хозяйству.
 
Она неустанно всю весну и лето читала акафист пророку Илие, испрашивая «тучку смиренную» и «дождик обильный». Матушка всегда славила Бога и благодарила Его за все, особенно за земные плоды, и обязательно интересовалась положением дел на огороде. Не имея возможности помогать физически по старости и немощи (перенесла парализацию), она молилась каждый вечер о всех нас простой чистосердечной молитвой: «Господи, прости и помилуй нас грешных и студных рабов Твоих, и избави от темной ночи и глухой полуночи, от огня и от пламене, от напраслиной смерти. И пошли нам, Господи, кротости, терпения, смирения, любви и надежды». Выходя из кельи в храм, матушка просила у Господа помощи и благословения на путь, а возвращаясь и открывая дверь кельи творила молитву «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица…».
 
Матушка Серафима прожила 88 лет без двух недель и отошла ко Господу 23 сентября 2011 года.
 
Теперь все схимницы покоятся рядом на монастырском кладбище, напоминая о духовных подвигах и помогая тем, кто обращается к ним за молитвенной поддержкой.
 
Рядом с ними покоится и схиигумения Мария, бывшая настоятельница Щегловского монастыря Иннокентия (Горячева). По благословению архиепископа Алексия (Кутепова) игумения Игнатия приняла ее в своем монастыре на покой, где она была пострижена архимандритом Лавром (Тимохиным) в схиму в честь прп. Марии Египетской. Пять лет она стойко переносила свою болезнь, не издав ни ропота, ни стона. Схиигумения Мария отошла ко Господу в Чистый четверток 1 апреля 2010 года.
 

 
Богат монастырь и своими святынями. Во-первых, это придельный иконостас в честь Вознесения Господня из бывшего Покровского храма, построенного еще в 1774 году6. С этим иконостасом связано знаменательное событие в истории России.
 
В феврале 1875 года священник Казанского храма, Председатель Попечительства отец Василий (Знаменский) обратился с прошением о судьбе старой Покровской церкви. Было получено разрешение на разборку церкви с условием, чтобы «святой Престол, Жертвенник, святые иконы с иконостасом, все прочее церковное имущество перенесены были для хранения в новую Казанскую церковь»7. Старый иконостас стал свидетельством благочестия прихожан, которые отличились преданностью Государю Императору. Они не остались безучастными к событию 5 февраля (ст.ст.)1880 года, когда на Александра II и его семью в Зимнем дворце было совершено покушение, все чудом осталась живы. Прихожане три дня подряд служили благодарственные молебны, сопровождавшееся хором из 30 мальчиков. Кроме того, на общем собрании добровольно изъявили желание построить в храме придел во имя Вознесения Господня «во всегдашнюю молитвенную память чудодейственного хранения Промыслом Божиим Государя Императора от злоумышления безбожных врагов»8, используя для этого старый иконостас с прекрасными иконами.
 
Однако строительство придела и его освящение произошло уже после трагической гибели Императора. День кончины Александра II пришелся на день прпмч. Евдокии 1 марта (ст.ст.) 1881 года. В память об этом на южной стене рядом с иконостасом была написана фреска с изображением святой с надписью «1 марта 1881 года напоминающее о мученической кончине царя Освободителя императора Российского Александра II». Простые православные люди всегда ощущали себя вместе с помазанником Божиим единой святой соборной и апостольской Церковью и радость или горе императора было для всех общей радостью и горем.
 
Из Покровского храма сохранились еще четыре святыни – это иконы Жен мироносиц, Покров Пресвятой Богородицы, Параскева Пятница и Христос в темнице, написанные в 1852 году в Богородицке. С последней иконой связано чудо исцеления 8-летнего мальчика, больного эпилепсией, произошедшее в 1990-х гг. Когда он подошел к иконе, то на его голову снизошел голубой огонь, не опалив больного, после чего заболевание исчезло.
 
Еще одна святыня тоже связана с историей России – с чудесным спасением семьи уже другого императора Александра III. 17 октября (ст.ст.) 1888 года произошло крушение поезда, на котором император ехал из Ливадии в Петербург. Вагон, в котором ехала семья императора чудом не рухнул под откос. Прихожане нашего храма снова оказались небезучастными и к этому событию и заказали икону в память чудесного спасения, на которой изображены все небесные покровители семьи Александра III. Установлена она была в киоте Вознесенского придела 1 июня (ст.ст.) 1891 года. Тульская Духовная консистория решила донести об этом «до сведения Господина Обер-Прокурора Священного Синода для представления о таковом усердии прихожан на Всемилостивейшее Их Императорских Величеств воззрение»9.
 
В 1899 году свой личный вклад в украшение храма внес прихожанин Лосев Василий Николаевич, подарив икону блаженного Василия Московского, являющейся списком «с чудотворного образа, хранящегося в Москве в Покровском соборе». Об этом он оставил памятную надпись на обратной стороне иконы: 
 
Эта надпись была обнаружена в 2013 году при снятии иконы для обновления киота.
 
Особенные святыни-это три иконы афонского письма. Икона «Достойно есть» написана и освящена в 1901 году на святой горе Афон в обители Иоанна Златоуста при настоятеле иеросхимонахе Кирилле. Другими списками с Афонских икон являются иконы «Скоропослушница» и «Достойно есть. Милующая».
 
Не случайно на южном столпе храма есть фреска, изображающая прп. Антония Печерского, основателя русского монашества с развернутым свитком. На нем надпись: «Господи, да будет на месте сем благословение Афонстей горы».
 
В мае 2004 года замироточила икона «Всецарицы», а в сентябре того же года засвидетельствовано исцеление от рака. С тех пор каждую субботу после полунощницы в монастыре читается акафист перед чудотворной иконой с помазанием. Исцеления стали происходить неоднократно, и все они регистрировались в специальной тетради. Люди идут в храм исцеляться с верой и упованием на Бога и получают его. Всем желающим раздается маслице от лампады Всецарицы.
 
В декабре 2005 года в монастырь была пожертвована икона Матери Божией «Державная». Ее прислала женщина с Алтая, рабочая одного завода, директор которого помогал нашей обители. Она зашла в антикварный магазин и увидела живые глаза Пресвятой Богородицы. Женщина позвонила директору, сказав, что не может уйти из магазина без этой иконы. Вопрос был в том, куда ее девать, так как она была очень большая. Директор (сын будущей насельницы монастыря монахини Магдалины Жиленковой, теперь схимонахини Марии) сказал: «Я знаю куда, в Папоротку, в монастырь». Они купили за большие деньги икону и отправили на самолете в монастырь, где при встрече сестры вместе с иеромонахом Корнилием прочитали со слезами акафист Державной Божией Матери. Вскоре для нее был сделан большой резной киот и установлен на южной стене храма. У матушек возник вопрос, какую же икону установить на противоположной стороне. Благочинная предложила икону царской семьи. И матушка  игумения безотлагательно заказала второй киот и икону Царственных мучеников, исторически связанной с иконой Державная.
 
Вскоре привезли в монастырь еще одну икону царственных страстотерпцев, шитую бисером на красном шелке. Эту икону заказал для монастыря другой сын схимонахини Марии. Ризу вышивали девушки в мастерской певицы Вики Цыгановой, и пока работали, все время держали пост. 
 
К этому времени привезли вторую писаную икону царственных мучеников с киотом и установили напротив Державной. Что интересно, за этой иконой находится фреска Иова Многострадального, в день которого родился Царь-мученик. С тех пор каждый год в ночь с 16 на 17 июля совершается Божественная литургия с чтением акафиста перед этой иконой.
 
В 2006 году было засвидетельствовано еще одно исцеление от рака от иконы «Всецарица». В память об этом родственница исцелившейся передала старинное, сильно поврежденное Распятие из Михайловской церкви села Краснобуйцы, которое в течение многих лет хранилось по сараям у благочестивых людей, чтобы сохранить святыню. Когда исцеленная женщина (ее зовут Любовь и живет она в Москве) увидела крест в сарае своей родственницы, то была потрясена до глубины души. Она обратила внимание, что место, где стоял крест, было светлее, а куры, жившие в этом сарае, даже не подходили к нему.
 
Вернувшись в Москву, Любовь горячо молилась, прося у Господа вразумления, как поступить. В итоге трижды ей был голос, требовавший срочно перевезти крест в святое место. Она сообщила об этом своей сестре, которая прятала крест, и сестра перевезла его в Папоротский монастырь, где он установлен рядом с иконой Царственных мучеников.
 
Среди святынь есть в монастыре мощевик , в котором хранятся великие святыни. Это большой камень со дна источника, привезенный монахом из Абхазии из Коман, где пострадал мученик Василиск. Весь камень покрыт каплями крови.
 
Другая святыня – это обломок от ветки мамврийского дуба, с которым связана интересная история. Однажды игумения Игнатия с группой священников ездила в Хеврон. Подойдя к мамврийскому дубу, она увидела у своих ног внушительных размеров обломок. В это время к ней подбежал охранник и стал ругаться, думая, что матушка отломила его. Когда же он понял, что часть дуба сама упала к ногам игумении, то охранник засвидетельствовал, что он принадлежит ей. Так, матушка и привезла его в монастырь,и он хранится в мощевике.
 
Еще один мощевик содержит 58 частиц святых мучеников, а на аналое находится икона оптинских старцев с частицами их мощей.
 
Летом 2020 года накануне дня празднования Тихвинской иконы Божией Матери на источнике была обретена эта икона в старинном деревянном окладе, в посеребреной ризе и золоченым венцом. Икону перенесли в храм, освятили и прочитали акафист в честь ее. Матерь Божия не оставляет свою обитель, явив свой образ, которого в монастыре не было. С этой иконой сестры обрели новую духовную радость и утешение в том, что по молитвам Матери Божией святая обитель будет развиваться и служить всем во спасение.
 

 
1) В 2004 году он принял вместе со своей матушкой постриг с именами Кирилла и Марии, архимандрит, духовник монастыря.
2) В настоящее время митрополит Казанский и Татарстанский.
3) Схиархимандрит Захария, впоследствии духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни. Похоронен около оптинских новомучеников.
4) В настоящее время схимонахиня Моисея.
5) О них написана книга игуменом N «Кавказские подвижницы», 2019 г.
6) На том месте в 2014 году поставлен поклонный крест.
7) Престол находится в церкви и поныне, а Жертвенник хранился до 1919 года.
8) ГАТО, ф.3, оп.18,д.3455, л.11.
9) ГАТО, ф.3, оп 18, д.4047, лл.22-22об.