В Неделю четвертую Великого поста игумен Свято-Успенского мужского монастыря игумен Агафангел совершил божественную литургию св. Василия Великого в сослужении братии обители.
На Божественной литургии были вознесены молитвы о мире, о сохранении единства святого Православия, а также молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
По окончании богослужения отец Агафангел поздравил всех молящихся с воскресным днем и обратился с проповедью:
Обращаясь к житию святого Иоанна Лествичника можно заметить три главных степени, по которым он восходил к совершенству в научение нам: оставление мира со всеми его надеждами, труды послушничества по воле руководителя, затем безмолвие.
То, что у святого Иоанна есть оставление мира и удаление в обитель Синайскую, у нас с вами есть оставление греховной и страстной жизни, и обращение умом и сердцем к богоугождению. Мир – это образ страстной греховной жизни, а обитель иноческая – символ добродетельного жития. Кто оставляет грех и полагает намерение жить свято, тот делает то же, что другой оставляющий мир и поступающий в обитель. Если вы в пост сей искренно покаялись и положили не оскорблять более Бога грехами своими, то вы сделались подражателями святого Иоанна, когда он, оставя мир, удалился в обитель Синайскую.
На второй ступени, в обители, святой Иоанн нес труд послушания под руководством своего старца-руководителя. В нашем житейском быту в чем должно состоять это послушничество? В исполнении заповедей, которыми определяется образ жизни каждого из вас как семьянина, как члена гражданского общества и как сына Церкви. Делай то, что повелевают заповеди, и будешь исправный послушник. Ты отец или мать – исполняй заповеди родительские, сын – исполняй заповеди сыновства, судья – исполняй заповеди правосудия, торгующий – торгуй как заповедано. Требует чего гражданское устройство – исполни. И все, что заповедует Святая Церковь, исполняй от мала до велика. Все это есть спасительное послушничество, когда действуют не по своей воле, а по тому, как предписано. Кто у нас руководители? Пастыри Церкви. Придите, спросите и вразумитесь. Оставя грех, начав жить в трудах доброделания и исполнения всесторонних заповедей Божиих, под руководством пастырей, мы будем подражателями святого Иоанна во второй его степени совершенства.
Как, наконец, подражать ему в безмолвии? Что такое безмолвие? Внешне – это удаление от всех и пребывание наедине, а внутренне – это устранение всякого развлечения мысленного и собрание себя внутрь сердца, чтоб там пребывать неисходно, пред лицем Единого Всевидящего Бога. Внешнее безмолвие не в ваших руках и может быть в житейском быту только случайно, а уединение внутреннее в ваших руках. Его себе и устрояйте, чтобы на сколько можно чаще входить внутрь себя, в свою внутреннюю клеть, и там наедине предстоять Единому Богу. В доме ли вы, на пути, на должности или в храме, напрягайтесь не исходить вниманием из сердца и не отрывайте око ума вашего от лицезрения Божия.
Пока страсти и греховные привычки присутствуют в сердце, нельзя иметь внутреннего безмолвия. Труд доброделания и исполнения заповедей Божиих исторгает из естества нашего страсти и греховные привычки. Тогда рождается позыв быть едино с Господом.
Остается продолжать жизнь в том же труде доброделания, всячески заботясь и молясь чаще бывать в этих состояниях и ища, чтобы то, что бывает по временам, стало непрерывным. И будет. Господь не оставит труда любви.
Фото Ивана Михеева