Крещенский сочельник
Чин великого освящения воды в навечерии Богоявления совершил игумен Свято-Успенского мужского монастыря игумен Агафангел (Болдин) в сослужении братии обители в священном сане.
В навечерие Богоявления насельник монастыря игумен Хризостом (Елисеев) совершил череду богослужений Крещенского сочельника в Успенском соборе.
Канун праздника, 18 января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходна со службой праздника Рождества Христова.
В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост. Но если навечерие случится в субботу, как в нынешнем году, или воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.
В Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а в сам день Праздника — еще и на реках, водоемах и в колодцах (так называемое "хождение на Иордань"), ибо Христос крестился вне храма.
Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 года постановил совершать двукратное водоосвящение — в навечерие и в сам праздник Богоявления.
Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни, второе освящение воды начали совершать в IV-V веках в Иерусалимской Церкви, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя, ибо мы помним - Христос крестился вне храма.
Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.
По окончании Литургии был совершен крестный ход «на Иордань» и на монастырской площади у храма в честь св. жен-мироносиц был отслужен чин великого освящения воды.
Последование великого освящения воды, как в навечерие, так и в самый праздник, одно и то же; в некоторых частях оно имеет сходство с последованием малого освящения воды и состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения в ектении и молитвах, в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.
Фото: Иван Михеев