Наступает Рождественский пост - время самоотречения и время молитвы, время искушений, и время радости

Человек есть храм Божий и этот храм, к сожалению, часто находится в запустении. Пост же и молитва по словам Господа нашего Иисуса Христа «сей же род изгоняется только молитвою и постом» указывая на необходимое условие освобождения души от нечистых духов, бесов. Поскольку демоны являются искусителями человека соответствующих им страстей, то освобождение души от рабства им является и освобождением от власти демонов. В Лавсаике читаем: авва Питирион «говорил нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».

 

Но победа над страстями невозможна без правильной духовной жизни, которая заключается в очищении ума и сердца от всякого зла с помощью молитвы, и нет другого средства достичь этой чистоты без приобретения разумной власти над телесными потребностями (пост). Святой Исаак Сирин объясняет: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души».

 

Постный подвиг не должен быть диетой, именно воздержание в пище и большее пребывание в молитве приводит человека к желаемому, к встречи духовного торжества, Рождение Господа нашего Иисуса Христа.

 

В священном писании Нового завета Господь наставляет нас «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица чтобы показаться людям постящимися. Истину говорю вам они уже получают награду свою» (Матф. 6, 16). Эти слова Священного писания наставляют нас к правильному соблюдению поста. Пост представляет собой временное воздержание человека от веселья, от ношения праздничных и красивых одежд, украшений, тем самым формируя повседневное благочестие. Умеренное употребление пищи и питья. Во время поста (употребляя определенную еду и питьё) человек также должен избегать излишеств, не удовлетворять свои вкусовые прихоти и аппетит разнообразием и обилием блюд. По силам и возможностям, в зависимости от здоровья, человек применяет воздержание от еды и питья. Пост используют не только для усмирения страстей похотливого тела, не только для борьбы с искушениями, но и для достижения победы духа над телом, разума над глупостью, духовного начала над телесным.

 

Но наряду с этим пост является тем отрезком жизни, во время которого нужно поразмыслить о своих грехах, лучше познать их, осудить их и покаяться, обратившись к Богу в молитве с искренним чувством сожаления о своей греховности. Таким образом, пост это не только сожаление о греховной природе человека, но и победа человека над грехом через искреннее покаяние. Как видим пост для верующего человека представляет собой не просто полезное воздержание от пищи и питья, но и служит для достижения духовного совершенствования человека, связанного в первую очередь с осознанием греховности и через это принятие возможности помощи Божией и стяжанием Духа Божия через искупившего нас Господа Иисуса Христа.

 

Книжники и фарисеи во время исполнения поста старались казаться истинно постящимися и благочестивыми людьми, используя для этого различные лицемерные приемы. Так в дни поста книжники и фарисеи надевали на себя ветхие одежды, голову посыпали пеплом и имели унылые и печальные лица. С тех давних времен и до наших дней даже сохранилась поговорка, отражающая и характеризующая выражение лиц фарисеев и книжников, которое им было свойственно во время поста. В народе так говорили о них «постные лица», точно подметив, что у фарисеев и книжников однообразно одинаковое унылое и тоскливое выражение лиц в период поста.

 

Своей необычной одеждой, словами, манерой поведения, выражением лиц, в дни поста фарисеи хотели привлечь к себе внимание людей для того, чтобы выглядеть перед ними постящимися праведниками и точно соблюдающими предписания Божьи. И окружающие их люди, видя демонстрируемое фарисеями показное благочестие и не зная, что это всего лишь лицемерные действия, прославляли их за праведное служение Богу, воздавая им почести и похвалы, Господь обличая это сказал так «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» Евангелие от Матфея 23:27. Ведь на самом деле благочестие фарисеев было мнимым, показным и ничего общего не имело с искренним раскаянием.

 

Иными словами Иисус Христос говорит, что истинное исполнение поста проявляется не во внешнем виде людей, выражающимся в показном унынии, мрачном выражении лица, а в искреннем сожалении о греховности человечества, в чистосердечном осуждении и покаянии своих собственных грехов перед Господом. Истинно постящемуся человеку не нужно демонстрировать своё сожаление о грехах прилюдно, а необходимо искренне раскаяться в своих грехах и признать себя перед Богом грешным человеком, стремящимся достичь исправление своей греховной жизни. Истинно постящийся человек стремится к исправлению греховного начала в себе самом. Ведь во время искреннего покаяния человек превозмогает свой эгоизм, побеждает свою гордыню, критически переосмысливает свою жизнь и открывает своё сердце Богу. Господь через своего пророка говорит так: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоил.2:13). Из этой фразы понятно, что Бог учит человека заниматься не внешне показными действиями, что в данной цитате символизирует одежду, а обращаться к Богу через искренние чувства, что в данной цитате аллегорически представлено переживаниями раздираемого тяжестью грехов человеческого сердца. И чистосердечно раскаявшись в своей греховности, человек должен обратиться к Богу, чтобы стать на путь исправления и истины.

 

Также, как Господь предостерегает людей, делающих добрые дела, от тщеславия и гордыни за свои добрые поступки, и от раздачи милостыни напоказ «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Евангелие от Матфея 6.2. Точно также Господь учит людей совершать пост, искренне, без лицемерия и показных наружных действий, так как для человека важно не показное, а искреннее служение Богу. А фарисеи и книжники за то, что показываются перед людьми постящимися, за своё мнимое благочестие «уже получают награду свою» – говорит Иисус Христос. Под наградой, которую получают фарисеи за их лицемерие, Спаситель имеет ввиду великий закон воздаяния Божьего, о котором в Библии говорится так: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). А в другом месте Библии об этом говорится так, Господь «воздаст каждому по делам его» (Матф.16,27). То есть слова Иисуса Христа о награде, уготованной фарисеям, нужно понимать, как карающее воздаяние, основанное на возвращении фарисеям их же нечестивых поступков, за которые им придется расплачиваться как за неискреннее служение Богу во время исполнения поста.

 

Почему же Иисус Христос осуждает фарисеев и книжников за ложное показное исполнение поста и призывает людей к искреннему служению Богу? Потому что пост, данный людям от Бога, не является простым формальным обрядом и представляет собой не только временное воздержание в еде и питье, но и духовное очищение человека. И к соблюдению поста нужно относиться с особой ответственностью, как к выполнению Богом назначенному действию. Во время поста человек должен не только сожалеть о своей греховной природе, запятнанной, искалеченной первородным грехом, но и должен познать природу своего греха и искренним раскаянием победить грех. Во время поста человек через размышления может прийти к нужным мыслям, через смирение открыть своё сердце Богу, через чистосердечное раскаяние добиться искупления и освобождения от греха. И чистым сердцем и духом смиренным воспеть Рожденного Господа нашего Иисуса Христа.