Отрытый набор учащихся в Школу Царства Божия

В Неделю 13-ю по Пятидесятнице игумен Свято-Успенского мужского монастыря игумен Агафангел (Болдин), в сослужении братии обители, совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в храме в честь Успения Божией Матери.

 

На Божественной литургии были вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, о сохранении единства святого Православия, а также вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

 

По окончании богослужения отец Агафангел поздравил всех молящихся с праздником и обратился с проповедью на евангельское чтение о злых виноградарях:

 

Мф.21:33. «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился».

 

Объясняя подлинный смысл слов «отдав его виноградарям, отлучился», богомудрый Иероним пишет: «и отдал его земледельцам, которых в другом месте назвал возделывателями виноградника, которые были взяты в часы первый, третий, шестой, девятый и одиннадцатый; и “отлучился”. Дело идет не о перемене места, ибо Бог, Которым все наполнено, может ли где-нибудь не присутствовать (?)... Но Он кажется удаляющимся от виноградника, чтобы виноделам предоставить полную свободу в делании»258.

 

Собственно, эта земная жизнь и дана человекам, чтобы они свободно избрали или отвергли Бога. Ведь человечество, которое создано для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов (бесов) – которые отпали от Бога свободным произволением, должно, также свободным произволением, признать власть Бога над собою. Ибо любовь не может быть по принуждению, посему Бог и действует в этом мире с сокрытием Своего Лика, дабы только обретшие Его Бога сердцем и вошли в свободное и радостное служение чад Божиих. Сказано: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

 

Посему все те, которые ропщут на трудности и тяготы этой земной, проходящей жизни, они даже и не понимают ее назначение и предназначение. Они подобны школьнику, который стремится быстрее пройти время обучения с его неизбежными трудностями и быстрее ворваться во взрослую жизнь, даже не понимая, что будущность всецело будет такой, каковыми будут наши успехи или неуспехи в процессе религиозного образования и духовного взросления в этой временной, земной жизни.

 

Физическая смерть тела – это последний зачет на экзамене длинною в жизнь. И если кто-то в этой жизни отсиживается с лентяями и двоечниками «на камчатке», то и в вечности он будет пребывать в отдалении от Божественного Учителя, на последней парте, а то и вовсе сорвется в ад с «волчьим билетом».

 

Любой христианин – это именно ученик в Школе Иисуса Христа, и от того, как он посещает занятия (богослужения), усерден ли он или нет, и зависит, где он окажется, войдя во взрослую, то есть иную жизнь. Сказано: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян.6:7) – то есть вхождение в Церковь и простых людей (мирян), и священников (клириков) означало рост числа учеников нового набора для нового (новозаветного) ученичества, «нового учебного года» в Школе Нового Завета.

 

Кстати, прямо сейчас когда я читаю эту лекцию идет урок по главному учебнику жизни, по Святому Евангелию, и если кто-то невнимательно прослушивает его, он получит плохую оценку своим знаниям, своему сегодняшнему поведению, а возможно, и всей своей жизни. И тогда выпускные экзамены для лентяя могут превратиться в паническую перебежку души «из кабинета в кабинет» – с мытарства на мытарство. Не дай Бог!

 

И далее мы читаем:

 

Мф.21:34–35. «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями».

 

Блаженный Иероним пишет: «Он дал им закон и в нем приказал им возделывать виноградник, чтобы они в делах закона обнаружили плод. После того Он послал к ним рабов, которых, схватив, они или побили, как Иеремию, или убили, как Исаию, или побили камнями, как Навуфея (Naboth) и Захарию, которого они убили между алтарем и храмом»259.

 

Здесь обращают на себя слова Иеронима: «Он дал им закон… чтобы они в делах закона обнаружили плод» – то есть награда за соблюдение Закона Божия – сама заповедь, сама возможность выполнять волю Божию, или хотя бы изучать ее. Следовательно, и мы, изучая Евангелие, высшей наградой за то должны почитать саму возможность участвовать в подобном учебном процессе. Сказано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откр.1:3). То есть здесь награда возрастает поэтапно. Читаешь – блажен; слушаешь истолкование – блаженнее; исполняешь – трижды блажен. Сказано: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем.8:8). «Читали… внятно» – то есть разборчиво, как мы и стараемся здесь, в нашей обители «и присоединяли толкование» – то есть истолковывали не от себя, но сообразуя с другими местами Писания и следуя порядку истолкования святых Отцов.

 

Я надеюсь, что мы все, братия монастыря, ответственно относимся к служению слова и говорим, что называется, не «с потолка» – кому что в голову взбредет, но от Священного Писания и святых Отцов. Тем более, мы понимаем, что миряне не могут столько же времени уделять духовным изысканиям, посему и трудимся для вас и за вас, чтобы вам было легче постигать пути Истины. Сказано: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор.12:29); и еще: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:1–2). Но каждый, трудясь на своем месте: одни с усердием готовясь к богослужению, одни – жертвуя на монастырь, другие –молясь за наше служение здесь, четвертые – внимательно слушая преподаваемое, – каждый исполним свое предназначение.

 

Проблема иудеев заключалась в том, что все хотели быть и священниками, и пророками, и каждый искал награду более для себя, не понимая, что плод Закона, результат его изучения и была – как высшая награда – сама возможность считаться учащимся среди таких же учащихся. Как мы и прочитали у блаженного Иеронима Стридонского: «Он дал им закон… чтобы они в делах закона обнаружили плод». «Плод», то есть награда, и заключался в самой возможности участвовать в делах Закона, то есть созидать виноградник Божий. «Плод» Закона Божия – это и Сам Христос, встреча с Которым переживается при общении с Его Словом. Евфимий Зигабен пишет: «Плоды вышеуказанного виноградника – это соблюдение заповедей»260. Но и в этом случае исполненная заповедь уподобляет Христу, то есть приближает к Нему. А разве это не награда – оказаться близ Господа?

 

Как в совершенном грехе уже содержится наказание за него, так же изучение Закона, стремление его исполнять, само это состояние – и есть дар Божественного Милосердия. Почему и пророк Давид восклицает: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103); и еще: «Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее…» (Притч.24:13–14).

 

Если говорить предельно просто, в применении к нашим обстоятельствам, сам факт, что мы крещены, имеем возможность участвовать в Таинствах Церкви и изучать Святой Евангелие – и есть великая милость Божия и награда для нас. Имея сие – спасаемся, теряя – погибаем.

 

http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224558.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224559.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224560.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224561.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224562.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224563.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224564.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224565.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224566.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224567.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224568.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224569.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224570.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224571.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224572.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224573.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224574.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224575.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224576.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224577.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224578.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224579.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224580.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224581.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224582.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224583.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224584.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224585.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224586.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224587.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224588.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224589.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224590.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224591.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224592.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/81b329e91db1194e3c091aa1d0224593.JPG