Утреня с Чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы

Братия Свято-Успенского мужского монастыря на 3-ий день праздника Успения Пресвятой Богородицы совершили Утреню с Чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы в летнем храме святых Жен Мироносиц.

 

После пения «Бог Господь» были прочитаны Похвалы - 17 кафизма со стишками, посвящёнными Богородице у Святой Плащаницы. И как апостолы стояли у предсмертного одра Пресвятой Богородицы, так и братия обители с зажженными свечами молились близ святой Плащаницы. «Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф», – писал святитель Феофан Затворник. 

 

В «Похвальных словах…» преподобный Иоанн Дамаскин, воспевая Божию Матерь, говорит и о том, что Ее Успение – это не просто красивая легенда, каких было множество в апокрифической литературе. Оно наполнено глубоким духовным и богословским смыслом. Ибо Та, через Которую миру воссиял Свет Христов, достойна такой кончины: «… надлежало, чтобы это богоприличное жилище, неископанный источник воды прощения, невспаханная нива небесного хлеба, неорошенная лоза винограда бессмертия, вечнозеленая и прекрасноплодная маслина милости Отчей не была заключена в пустотах земли. Но как святое и непорочное тело Господа, которое от нее стало воипостасным Слову, на третий день воскресло от гроба, так и Матери надлежало быть отнятой от гроба и переселиться к Сыну. И как Он Сам снисшел к Ней, так и Ей надлежало подняться в небесную скинию». Именно благодаря трудам преподобного Иоанна Дамаскина праздник Успения Пресвятой Богородицы вводится в богослужебный круг. Именно этот великий святой поистине воспел и попытался богословски осмыслить личность Царицы Небесной.

 

По Великом славословии под пение погребального «Святый Боже» и колокольный перебор Плащаница была обнесена вокруг Покровского храма. После крестного хода все молящиеся проходили под Плащаницей, прося у Пречистой Ее всемощного Покрова и заступления.

 

Праздник Успения Божией Матери издревле именуется Богородичной пасхой, поэтому православные христиане в день этого великого торжества могут приветствовать друг друга взаимным приветствием: «Пречистая воскресе! – Воистину воскресе!». 

 

Успение Пресвятой Богородицы символизирует еще одну победу над смертью и адом, одержанную уже не Богочеловеком, а земной Девою – «чистейшей и совершеннейшей» из всех людей, и все же одной из нас, земных. И недаром в ознаменование этого события священнослужители совершают праздничное богослужение в этот день в облачениях небесно-голубого цвета.

 

Успение, завершающее годичный круг великих двунадесятых православных церковных праздников, посвящено вовсе не смерти, как может показаться на первый взгляд. Славянское слово «успение» означает сон, и, согласно церковной традиции, смысл этого праздника сродни смыслу Пасхи – нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. А раз ее нет, то нет и скорби о смерти, нет страха перед ней.

 

Фото Иван Михеев

http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g00.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g01.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g02.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g03.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g04.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g05.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g06.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g07.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g08.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g09.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g10.JPG
http://monuspen.ru/photoreports/6f0c4c725067d7a10ae5e454c5e82g11.JPG