Во вторник второй седмицы по Пасхе, которая начинается Неделей апостола Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих ― приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашею, и всех от века усопших праотец, отец и братий наших, о них же поминовение творим ныне».
По окончании Литургии отец Агафангел совершил панихиду по всем усопшим православным христианам.
Затем игумен Свято-Успенского мужского монастыря поздравил участников богослужения с днем пасхального поминовения усопших:
«Что говорится в Библии о молитве за усопших?
Прежде всего в послании Иакова (5.16.) мы находим призыв «молитесь друг за друга». Этот призыв относится к нашему молитвенному предстоятельству как за живых, так и за усопших. Это связано с тем, что в глазах Бога все живы. В Евангелии от Луки (20.38) говорится, что «Бог ни есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», а в Рим. 14. 8 - «а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни». Если в Писании сказано, что мы живы или умерли, но при этом мы всегда Господни - это значит, что религиозная жизнь человека не оканчивается его физической кончиной и милосердие Божие не прекращается после гробовой доски. Об этом говорится в 1 Кор. 13.8 «Любовь никогда не перестает». То есть она не прекращается по отношению к нам ни в этой жизни, ни в будущей, как и мы живые любим живых, но когда они переходят в состояние умерших, мы не прекращаем их любить. Тем более Бог, Который есть абсолютная Любовь, Он объемлет Своей Любовью как живых, так и мертвых. Впрочем, у Него все живы.
В Мф. 12.32 косвенно указывается на то, что прощение грехов существует и за гробом «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Последнее уточнение указывает на то, что другие категории человеческих грехов прощаются и в будущем, т.е. за гробом, иначе излишне было бы об этом говорить.
В то же время в Писании сказано «вспоминайте наставников ваших, и взирая на кончину их, подражайте вере их», а в другом месте апостол Павел восклицает «мы приступили к церкви Духа Божьего, достигших совершенства». Таким образом, Церковь едина во всех своих частях и в глазах Бога усопшие наши братья и сестры, родные и близкие, они живы, т.к. жив и Авраам, и Исаак, и Иаков.
В день святой Радоницы после пасхальных торжеств мы возобновляем молитвы за усопших, потому что это есть заповедь Божия: «молитесь друг за друга», «носите бремена друг друга, тако исполните закон Христов».