Когда просвещение приносит обществу благие плоды

2 декабря в Центральной библиотеке состоялись городские детские Пушкинские чтения «Две могучие духовные вершины» (А.С. Пушкин и святитель Филарет), посвящённые двум значимым юбилеям 2019 года: 220-ой годовщине со дня рождения А. С. Пушкина и 25-летию прославления митрополита Московского и Коломенского Филарета в лике святых.

 

Чтения были подготовлены Пушкинской программой Свято-Успенского мужского монастыря и вылились в масштабное и значимое событие.

 

Их участниками стали представители духовенства, руководители и педагоги муниципальных образовательных организаций, старшеклассники общеобразовательных учреждений города и воспитанники воскресной школы, родители, библиотечные работники, члены регионального отделения МОО «Союз православных женщин» в Тульской области и члены Пушкинского общества Новомосковска. Конференц-зал библиотеки едва вместил желающих.

 

Из монастыря на чтения была привезена икона святителя Филарета с частицей его мощей, что сразу же создало совершенно особую атмосферу большого духовного праздника, поддержанную и усиленную монастырским хором (регент Филиппова Диана Михайловна), великолепно спевшим стихиры святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, чудотворцу (изложение И. Валяева) и «Пред дверьми храма Твоего» (В. Ковальджи) с наложением во время пения молитвы святителя Филарета, проникновенно прочитанной помощником игумена монастыря Иваном  Сергеевичем Букиным.

 

С приветственным словом обратился к собравшимся и благословил проведение чтений благочинный церквей по Новомосковскому округу протоиерей Владимир Лысиков.

 

Будучи официально названными «Пушкинскими», чтения по сути получились «Пушкинско-Филаретовскими». И первое выступление на них (поскольку чтение проводились в день памяти свт. Филарета и четвертьвекового юбилея его канонизации) так и называлось - «Слово о святителе Филарете». Продуманное и глубокое по содержанию, оно было выслушано с большим вниманием. (Мы помещаем его в приложении к данной статье.)

 

С неменьшим вниманием были восприняты и пять выступлений школьников, признанных лауреатами проведённого Пушкинской школой городского конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу по теме «А. С. Пушкин и святитель Филарет». Были представлены действительно интересные и содержательные работы, каждая из которых имела «лица необщее  выражение».

 

Алтарник Свято-Успенского мужского монастыря, девятиклассник Яков Зобов-Оконджо представил работу «С высоты духовной мне руку простираешь ты...», в которой толково и глубоко был проанализирован знаменитый «поэтический диалог» А. С. Пушкина и митрополита Филарета о смысле жизни, состоявшийся 190 лет назад и ставший столь значимым духовно-историческим событием, что нашёл отражение даже в иконописи. (Заметим, что на программе - книжечке чтений, которую получил каждый из тех, кто на чтения пришёл, были помещены и иконы с изображёнными рядом поэтом и святителем Филаретом.) Большое впечатление на собравшихся произвело выразительное чтение Яковом Зобовым-Оконджо и Иваном Михеевым (ещё одним алтарником монастыря) стихотворений, входящих в «литературное состязание» А. С. Пушкина и митрополита Филарета: «Дар напрасный, дар случайный...», «Не напрасно, не случайно...» и «В часы забав иль праздной скуки...».

 

Особый и очень любопытный поворот обрела тема чтений в работе самого юного из выступавших на них исследователей - Ивана Абдалина, шестиклассника из МБОУ «СОШ № 2». Ваня напомнил участникам чтений ещё о двух юбилеях, связанных с Пушкиным и святителем  Филаретом: отмеченных этой осенью 140-летии открытия первого пушкинского музея (а открыт он был именно в Царскосельском Лицее, где в январе 1815 года впервые встретились будущий великий поэт и будущий святой) и 175-летии со дня рождения известного русского художника И. Е. Репина - автора картины «Пушкин на экзамене в Лицее», на которой эта судьбоносная встреча была запечатлена.

 

Выступление юного исследователя о том, как создавалась эта знаменитая картина, какие умышленные ошибки и зачем допустил на ней Репин, стало настоящим открытием для слушателей.

 

В интересной форме «заочной экскурсии» по уникальной выставке, которая была организована в Государственном музее Пушкина в Москве, представила свою работу семиклассница МБОУ «СОШ № 20» Надежда Затирахина. И дети, и взрослые с удовольствием и большой пользой для себя увидели на экране удивительные мемориальные экспонаты не имеющей аналога выставки и прослушали комментарий к ним, представляющий собой полноценное исследование по теме «Эпоха Пушкина и святителя Филарета».

 

Воспитанница воскресной школы монастыря, восьмиклассница Мария Киселёва, замечательно представила свою работу «Для лучших наших художников он воплощал мудрость Церкви...» (Святитель Филарет и русские писатели),  раскрыв на конкретных, ярких и убедительных примерах очень важное явление в истории литературы (и шире-культуры)  первой половины XIX века - союз веры и светской культуры, духовный процесс единения архипастыря этого времени (будущего святого-святителя Филарета) и лучших его соотечественников.

 

Научно-исследовательскую лингвистическую работу в её классическом виде образцово защитил «исследовательский дуэт» из МБОУ «Гимназия № 13» десятиклассники Владимир Вишневский и Александра Пивоварова. Из их выступления «Золотые уста святителя Филарета и золотое перо А. С. Пушкина» участники чтений с удивлением узнали о том, что известный «литературный диалог» великого поэта и первоиерарха Русской Православной Церкви его времени был не единственным. Юные исследователи привели немало примеров того, как «откликалось» в творчестве Пушкина слово митрополита Филарета, как «голос величавый» Российского Златоуста «поражал» поэта и звучал в его произведениях, свидетельствуя о достижении нашим национальным гением высоких духовных вершин и духовного просветления.

 

Памятуя о том, что и Пушкин, и святитель Филарет любили музыку, организаторы чтений составили их программу таким образом, что доклады перемежались музыкальными номерами. В исполнении воспитанницы воскресной школы монастыря, пятиклассницы Анны Костюченко, прозвучал положенный на музыку духовный стих «Ты дороженька, ты Господняя» (под аккомпанемент на балалайке концертмейстера Евгения Юрьевича Миллина) и песня «Русь Православная». Учащаяся 7 класса МБОУ «Гимназия № 13» Алина Ерёмина под аккомпанемент своего педагога Веры Фёдоровны Власовой спела «Avе Maria» Джулио Каччини и романс «Владыко дней моих», созданный А. С. Даргомыжским на слова «Молитвы» А. С. Пушкина. Детский хоровой коллектив «Осанна» монастыря (руководитель Лариса Петровна Морева) исполнил песни «Творите добрые дела» (слова В. Петровой, музыка Т. Беляева) и «Боже, Ты мой Бог» (детская христианская песня).

 

«Дело будет вам благодарно», - говорил хорошо потрудившимся людям святитель Филарет, для которого всё было живым. Подъятое по милости Божией с помощью своих наставников дело - написание и защита исследовательской работы о Пушкине и святителе Филарете - щедро отблагодарило юных исследователей и их наставников: Оксану Николаевну Крюкову, Евгению Владимировну Иванову, Елену Валериевну Зудову и Наталью Яковлевну Бородину. Детям были вручены грамоты комитета по образованию и подарки от монастыря, педагогам - грамоты МКУ ДО «Пушкинская школа» («За высокий профессиональный уровень подготовки лауреатов городских Пушкинских чтений»), благодарности благочинного церквей Тульской епархии по Новомосковскому округу - протоиерея Владимира Лысикова и игумена Свято-Успенского мужского монастыря игумена Агафангела (Болдина).

 

В монастырской благодарности написано, что преподаётся она «в знак признания усердных и благоплодных трудов на ниве духовно-нравственного воспитания детей на примере святого угодника Божия - святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, в день памяти святителя Филарета и 25-летия его прославления в лике святых». 

 

Заключительное напутственное слово произнёс игумен Свято-Успенского мужского монастыря игумен Агафангел (Болдин), выразив надежду, что духовный наставник Пушкина станет духовным наставником и участников состоявшихся чтений.

 

По окончании чтений все желающие имели возможность приложиться к празднично украшенной цветами иконе святителя Филарета с частицей его святых мощей и получить на память закладки с его изречениями, а также тексты его молитвы и обращения к учащим и учащимся: «Просвещение приносит обществу благие плоды только тогда, когда основанием ему служит вера. Свет одного научного образования без света Христовой Истины - всё равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный: он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь её, - никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям.

 

Напрасно душа, костенеющая в отчуждении от Бога, источника жизни и начала добра, напрасно мечтает, что она развивается, возвышается, растёт и идёт вперёд: а в ней развивается только дух самолюбия, она возвышается только гордостью, растёт только во зле, идёт вперёд, но путём суеты, ведущим в погибель».

 

Хочется верить, что состоявшееся в день памяти великого православного святителя мероприятие, в подготовке и проведении которого объединились лучшие представители светской и церковной педагогики нашего города, принесёт именно благие плоды.

 

 

                                                        Слово о Филарете                       

В первой четверти XXI века мы заново открываем для себя то, что некогда было гордостью России, составляло её духовную мощь. Так, возвращается к нам имя митрополита Филарета.

 

Годы безбожия сделали своё дело. Если когда-то он был сердечно любим и глубоко почитаем всем церковным народом, являясь для него живым олицетворением духовной мудрости(современники так и называли его: -«Филарет Мудрейший»), тем праведником, без которого не стоит не только село, но и город, и царство, то теперь это чувство – даже несмотря на причисление его к лику святых – знакомо, увы¸ далеко не каждому. Тем большую ценность и значимость приобретают наши сегодняшние Пушкинские чтения.

Говорить о святителе Филарете мы будем сегодня в основном в контексте его взаимоотношений с А.С. Пушкиным. (Именно эту тему подсказывают нам два «совпавших» в этом году юбилея: 220 лет со дня рождения великого поэта и четвертьвековой юбилей прославления митрополита Филарета в лике святых).

 Но поскольку именно сегодня и день памяти святителя Филарета, и день 25-летия его канонизации, первое слово будет именно о нём – великом православном святителе, именем которого был назван целый век.

 

Если кто-то спросит, что такое XIX век для Русской Православной Церкви, то правильным будет ответ: это век митрополита Филарета.

Сделав будущего святителя своим избранником, Господь расставлял в его жизни особые вехи. Этот великий сын России родился на второй день великого праздника Рождества Христова и в день памяти Собора Пресвятой Богородицы. Его крестили в день памяти вселенского учителя - святителя Василия Великого и назвали Василием. Тем самым чудесное покровительство Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и святителя Василия Великого от колыбели предвещало знаменательную судьбу Василию Дроздову. Пройдут года,  и митрополита Филарета станут именовать вторым Василием Великим

В отрочестве своём, служа алтарником, он сподобился особенного откровения, которое наложило светлую печать на его личность: это было как будто явление Божьего света – в луче, исходящем Свыше и осенившем мальчика, прислуживающего священнику - отцу на Божественной Литургии.

И действительно, митрополит Филарет стал самым светлым и облагодатствованным умом России XIX века. На его трудах воспитывались целые поколения епископов, священников и мирян. Даже преподобный Серафим Саровский  и оптинские старцы впитывали в себя его духовную мудрость.

Как известно, в России со времён Петра I не было патриаршества. Владыка Филарет, управляя Русской Православной Церковью почти полвека (1821 – 1867 гг.), сначала в сане архиепископа, а позже (с 1826 г.) – митрополита, был фактически её главой и пользовался авторитетом, который можно сравнить с авторитетом Патриарха.

 

Он прожил долгую жизнь – 85 лет (1782 – 1867). Если сопоставлять с А.С. Пушкиным, святитель родился на 17 лет раньше великого поэта и закончил земной путь на 30 лет позже него. И если Пушкин говорил о себе: «Видел я трёх царей…», митрополит Филарет был свидетелем пяти царствований.

 

Родившись во времена Екатерины Великой, он при Павле I учится в Коломенской, а потом в Троицкой духовной семинарии, при Александре I приняв монашеский постриг, проходит путь от  «гробового монаха» до главы Московской епархии и священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

 

Именно ему Александр I поручает составить особый чин Благодарственного молебна Господу за избавление России от Наполеона Бонапарта, нашествия галлов и с ними двунадесяти языков и написать от царского имени Манифест о строительстве Храма Христа Спасителя, а затем осуществлять духовное руководство возведением этого особого памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

В июле 1823 года на владыку Филарета было возложено ещё более ответственное поручение: Александр I повелел именно ему тайно составить манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу и тайно же хранить его в Москве.

 

В декабре 1825 года, когда вся северная столица была в смятении от свершившегося бунта декабристов, благодаря высочайшему нравственному авторитету владыки, в Москве никакого бунта не было. Произнеся яркую и пламенную проповедь в защиту самодержавной власти, он привёл Москву к присяге Николаю I.

 

 

 

В день коронации Николая I (22 августа 1826 года) владыка Филарет был возведён в сан митрополита и до конца дней своих (то есть и при Александре II) оставался первоиерархом Русской Православной Церкви.

При Александре II (которого святитель Филарет, как и Николая I, венчал на царство)

 

именно ему-  как самому мудрому человеку в империи – было поручено государем составить Слайд  текст важнейшего документа XIX века – «Высочайшего манифеста об отмене крепостного права».

 

Всё, чем бы в своей жизни ни занимался святитель Филарет, по праву можно назвать выдающимся - выдающийся богослов (первый действительный доктор богословия в России! О его богословских трудах читаем у М.П. Погодина: «Это сокровище отечественное, его же ни тля не истлит, ни татiе не раскопает»!);

- выдающийся догматист (его знаменитый Катехизис был настольной книгой XIX столетия и формировал религиозное мировоззрение нескольких поколений сряду: с 1-й трети XIXвека до начала безбожного лихолетия века XX-го. И сегодня - как драгоценнейшая часть русской культуры - он вновь становится востребованным. И доступным. По крайней мере, у выступающих сегодня юных исследователей он будет;

- выдающийся педагог (автор учебников по ПОЛНОМУ курсу богословских наук);

- выдающийся проповедник, выдающийся переводчик…

Подвижническими трудами митрополита Филарета мы сегодня читаем Священное Писание на русском языке.

 

В России к XIX веку сложилась парадоксальная ситуация: у христианской нации не было единого языка, на котором могло бы быть обдумано содержание её веры ( в её богословском и нравственном измерении) и текстов Священного Писания. Высший свет читал Библию преимущественно на французском языке, учёные – ещё и на латинском или на немецком языке (так делал М.В. Ломоносов), всё остальное грамотное население - на старорусском (т.е. церковнославянском).

Возникает вопрос: а Пушкин-то на каком языке Библию читал?

 

Ответим: на русском языке он мог читать и читал Новый Завет и Псалтирь, т.к. только они были изданы при жизни поэта. Александр Сергеевич пользовался преимущественно церковнославянским текстом, но обращался и к французской Библии. В 1830-ые годы наш поэт обратился и к древнееврейскому оригиналу Библии («с намерением переводить Иова»). Но главным источником поэтического вдохновения Пушкина была именно церковнославянская Библия. Он даже сам пытался переводить с церковнославянского языка на русский Песнь Песней царя Соломона!

 

К сожалению, часто встречающиеся в поэзии Пушкина славянизмы и до сего дня интерпретируются как признак «высокого стиля» поэзии, которому Пушкин не только не подражал, но который резко критиковал, говоря о «вредном влиянии» Ломоносова на русскую литературу.

Дело отнюдь не в высоком стиле и «торжественной» окраске славянизмов, а в том, что практически везде, где Пушкин использует славянизмы, обнаруживается их библейский источник.

 

Больше же всего просиял святитель Филарет своими пламенными проповедями. Вот где обретаются главные перлы слов Российского Златоуста! Вот что привлекало к нему всех: от самых знатных людей до простецов.

Слово святителя Филарета было живым, действенным, воистину чудотворным по способности проникать в сердца людей, озаряя и воспламеняя их.

Не было ни одного события в жизни России XIX века, на которое он не откликнулся бы своим словом или посланием. Прекрасные сочинения буквально лились из-под его пера! «Я пишу по-человечески, а он по-ангельски», - говорил митрополит Платон Левшин (предшественник и наставник митрополита Филарета).

 

 

Жанр церковной риторики святитель Филарет поднял до уровня настоящего ХУДОЖЕСТВЕННОГО слова, настоящей поэзии. Произносимые им слова не просто стоят на равной высоте с литературными произведениями лучших поэтов и прозаиков его времени (включая Пушкина!), но представляют собою нечто ещё более высокое и прекрасное!

Думаю, что слово «поэт» применимо к святителю Филарету в том особом, сакральном смысле, в котором оно употреблено в греческом тексте Символа веры. Там, где мы говорим: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли…», в греческом тексте вместо «Творца» написано «поэта» («Поэтос»), ибо Господь – высочайший художник, он сочинил мир, составил его как симфонию. В лучших  своих произведениях и Пушкин – «Поэтос». А святитель Филарет «Поэтос» во ВСЕХ своих проповедях! Недаром его называли «Российским Златоустом»!

 

А главное, что он стремился сделать своими проповедями, - передать науку милосердия. Замечу, что говорил он всегда тихим, проникновенным голосом, «силой кроткой и любовной смиряя буйные мечты», напоминая человеку о том, каким его хочет видеть Господь.

Святость митрополита Филарета (а он, безусловно, был святым уже при жизни!) приводила в неистовство тёмные силы. Развращённые либерализмом умы наперебой кричали и писали о том, что митрополит Филарет – душитель свобод, реакционер, называли его сухим, недоступным, чуждым всякого творческого начала, излишне строгим и закрытым.

Его мало кто знал близко, настолько он был сокровенен, настолько он умел скрывать себя как человека. (Именно так и ведут себя праведники!) Несмотря на огромную власть, авторитет и чрезвычайную занятость, на протяжении всей своей жизни он оставался праведником и святым.

А то, как относился первый церковный сановник к клевете, в высшей степени поучительно. Будучи совершенно незлопамятным и чуждым мстительности,  в людях, имевших несчастье не любить его,  святитель видел…орудие Промысла Божия: «Клевета учит человека впредь быть осторожным. Она есть средство самопознания для тех, кто имеет разум».

Может быть, не лишне мне познакомить вас с какими-то маленькими изречениями святителя Филарета (Даны в версии современного русского языка):

 

*На порицание лучше отвечать кротостью, нежели порицанием: грязь нужно смывать чистою водой. Грязью грязи не смоешь.

 

* В наше время мы много хвалимся и не довольно каемся, а время советует меньше хвалиться и больше каяться.

 

* Наши изуродованные суетой обычаи, которых и грозное время не исправляет, угрожают нам более, нежели внешние враги.

 

*Было бы осторожно как можно менее колебать то, что прочно стоит, дабы перестроение не превратить в разрушение.

 

  • Если человек принимает случившееся кротко и терпеливо, можно надеяться, что внешняя потеря послужит внутреннему приобретению.

 

  • Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением.

 

Последнее изречение – это же эпиграф к поэтической переписке Пушкина и святителя Филарета!

 

Дабы у вас была возможность неспешно и не единожды поразмышлять над этими жемчужинами мудрости, мы, во-первых, поместили их в программе чтений, а во-вторых, приготовили вам всем в подарок по закладке с изречением. А ещё – слова святителя Филарета об образовании и его молитву.

Пусть духовный наставник Пушкина станет и нашим духовным наставником!

 

Отдавая всего себя Богу, Отечеству, людям, святитель Филарет больше, чем кто бы то ни было, был чужд карьеризма и разъедающей сегодня души многих людей, столь восхваляемой амбициозности. Он настолько любил своё Дело – молитву, желание делиться словом, тихо и мудро повернуть человека лицом к Свету и Добру, – что, когда почести гнались за ним, он пытался от них убежать! Все почести людские для него были лишь суетой.

Никаких своих заслуг святитель Филарет никогда не связывал лично с собой!

Незадолго доего кончины праздновался 50-летний юбилей его служения в архиерейском сане. Вот каким запомнился осыпаемый почестями и подарками юбиляр Фёдору Ивановичу Тютчеву:

«Маленький, хрупкий, сведённый к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал надо всем, что происходило вокруг него…Перед своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, что он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является.

Это было прекрасно! Воистину это был праздник духа!

 

Владыка не любил говорить об откровениях, ему даруемых за чистоту сердца, а вот биографы его убедительно рассказывают о том, что он обладал даром врачевания и исцеления (эти случаи запротоколированы); даром пророчества.

Проницательность его была велика. Одному из иерархов, задававшемуся вопросом, как побогаче украсить ризу богородичной иконы драгоценными камнями, святитель Филарет сказал: «Особенно об это не пекитесь. Придёт время, когда эти ризы будут срывать с икон». В момент разговора этого совершенно невозможно было представить, но это исполнилось ровно через 50 лет!

 

За три месяца до кончины святитель сподобился дивного видения. В тонком сне пришёл к нему его давно умерший отец и предупредил: «Береги 19-е число», то есть именно 19-го числа должно было случиться нечто важное. Такое явление называется извещением. Извещение об исходе из временной жизни в жизнь вечную является самой высокой милостью Божией, которой может сподобиться человек на земле.

И действительно, 19 ноября (по новому стилю 2 декабря) святитель Филарет отслужил Божественную Литургию, причастился Святых Христовых Тайн и к обеду тихо отошёл ко Господу.

 

Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая, но как бы питаясь приумножением лет и выступая ярче по мере продвижения вечернего сумрака. Смежилось неусыпающее око мысли.

 

Из отклика И.С.Аксакова

на кончину святителя Филарета

 

Отошёл. Но не ушёл от нас! Своими святыми мощами почивает он в возведённом его заботами Храме Христа Спасителя (9 июня 2004 года они были перенесены туда из Троице-Сергиевой лавры).

 

А своими молитвами укрепляет нас в православной вере и благочестивой жизни. По его святым молитвам да помилует нас Господь и да поможет нашим юным исследователям достойно представить свои работы.

 

https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fe8.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fe9.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff0.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff1.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff2.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff3.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff4.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff5.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff6.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff7.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff8.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891ff9.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg0.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg1.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg2.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg3.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg4.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg5.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg6.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg7.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg8.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fg9.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh0.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh1.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh2.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh3.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh4.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh5.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh6.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh7.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh8.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fh9.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fi0.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fi1.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fi2.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fi3.JPG
https://monuspen.ru/photoreports/a8a998bb74167dd9fe09e2db4a891fi4.JPG