В день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы игумен Агафангел (Болдин) совершил праздничные богослужения в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря.
Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Казанской, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» говорил:
«Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
Накануне праздника братией обители было совершено торжественное Всенощное бдение.
На Божественной Литургии были вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, а также о сохранении единства святого Православия.
После причастия игумен Свято-Успенского мужского монастыря и сослужащее духовенство совершили славление у Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
По окончании Литургии игумен Агафангел обратился к молящимся с проповедью:
«Вспоминая сегодняшний день народного единства, когда Пресвятая Владычица явила свою чудодейственную помощь нашим предкам, мы должны непрестанно помнить те уроки, преподнесенные нам историей, и благодарить Бога за свою любовь к нам. Мы не можем не благодарить. Ибо кто неблагодарен, тот и нехристианин. Сам Апостол Павел, в своем послании к Фессалоникийцам, утешает и наставляет угнетенных и гонимых христиан этого города, говоря: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5:16-18).Апостол не просто просит Фессалоникийцев радоваться, но увещевает их радоваться даже при бедах и несчастиях. Беды и страдания возникают в нашей жизни по разным причинам: одни страдания, посылаются Богом для укрепления нашей веры, любви и надежды на Него; другие, являются всего лишь результатом нашего греха и распущенности, от таких страданий духовной пользы нет, есть лишь только шанс на погибель. Ясно только одно: если бы мы не знали вкус страданий, то и не знали бы вкус радости, если бы не страдали от греха, то и не знали бы какого это – находиться во Христе!
Не уподобимся же девяти прокаженным, которые, получив исцеление, не возблагодарили Христа (Лк 17:11-18),но будем непрестанно благодарить Всемилосердного Бога и днесь величать Его Пречистую Матерь, являющейся Заступницей усердной, молящейся за тех, кто в напастях, в скорбях, и в болезнях, обремененных многими грехами. Аминь».