В канун празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня игумен Агафангел (Болдин) совершил уставное богослужение и Чин выноса Креста Господня, а в самый день праздника молебное пение и Чин освящения нового меда.
По издревле установившейся традиции на вечернем богослужении совершается вынос Честного Креста Господня. Во время пения Великого славословия игумен Агафангел в предшествии сослужащего духовенства, подняв святой Крест над головой, торжественно вынес Его из алтаря, и, обойдя храм по периметру, положил Крест на центральный аналой. После поклонения Честному Кресту духовенства и прихожан, было совершено помазание освященным елеем всех присутствующих.
Также была прочитана молитва и совершено освящение нового меда, принесенного паломниками и прихожанами. Каждому молящемуся по монастырской традиции преподавался хлеб с медом в ознаменование начала Успенского поста.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1-го августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа (по старому стилю): «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещении Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестится князь великий Владимир Киевский и всея Руси августа I».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
По окончании праздничной Литургии игумен Агафангел совершил молебное пение и Чин освящения меда нового урожая.