«Ныне силы небесныя с нами невидимо служат…» — Свято-Успенский мужской монастырь г. Новомосковск

«Ныне силы небесныя с нами невидимо служат…»

В среду первой седмицы Великого поста игумен Агафангел (Болдин) совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском мужском монастыре города Новомосковска.

 Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, назвать сердцевиной или центром великопостных богослужений. В некоторых старинных рукописных служебниках она называется «Литургией Великой Четыредесятницы». И, действительно, она является самым характерным богослужением этого священного периода года.

Во время этого богослужения таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Господни не совершается, а предлагаются для причащения верных Дары, освященные на прежде бывшей полной литургии свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоуста. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту: в среду и пятницу первых шести недель поста, в первые три дня Страстной седмицы.

В древности благочестивые христиане имели святое обыкновение причащаться святых Даров за каждой Литургией. Но в дни Великого поста, как особые дни печали, отцы Церкви не могли совершать такого радостно-торжественного богослужения, как святая Литургия. В то же время им не хотелось оставлять благочестивых христиан без причащения, хотя бы и на одну неделю. Ввиду этого Церковью и было установлено предлагать для причащения Дары, освященные раньше. Установление Литургии преждеосвященных Даров относится к первым временам христианства, а окончательное ее образование и письменное изложение приписывается свт. Григорию Двоеслову, папе Римскому, жившему в VI веке.

Литургия преждеосвященных Даров совершается в соединении с часами и вечернею. 

По окончании Литургии отец Агафангел обратился к верующим с проповедью:

«Сердечно приветствую вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, в среду первой седмицы Святого и Великого поста, в день, когда мы впервые в этом году совершили умилительное богослужение, включающее Литургию Преждеосвященных Даров. С особым чувством, с особым молитвенным настроем за этой службой поются слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Мы иногда не знаем, как нужно молиться. Мы иногда слишком суетной делаем нашу молитву. Молимся по преимуществу, или даже исключительно, о каких-то житейских нуждах, своих или близких нам людей. Но Великий пост – это время, когда Господь учит нас молиться. И Святая Церковь, действуя Божией мудростью и Божией силой, нас назидает в молитве. Через великие слова канона святого Андрея Критского, которые не просто указывают нам на наши грехи, но дают надежду и воспитывают нас в покаянии. Через особое великопостное богослужение, во время которого так много чтений из Псалтири — источника и мудрости, и радости, и научения молитве, и  обретения смысла в жизненном пути. Храни вас Господь!».