Утреня Великого пятка — Свято-Успенский мужской монастырь г. Новомосковск

Утреня Великого пятка

В Свято-Успенском Мужском Монастыре была совершена Утреня Великого пятка с Последованием Святых Спасительных Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 
После шестопсалмия при пении тропаря Великого Четвертка «Егда славнии ученицы» было совершено полное каждение храма . После него было прочитано 1-е Евангелие Святых Страстей .
При чтении Евангелия священнослужители и народ стояли с зажженными свечами ,выражая тем пла­менную любовь к Божественному Страдальцу и уподоблялись мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события.
В 1-м Евангелии (Ин.13.31-18.1) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. 
Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) пелись по три антифона (всего 15), произносились малые ектении и седальны, во время которых совершалось каждение.
Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
2-ое Евангелие (Ин.18.1-28) повествует о взятии Спасителя под стражу в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны .
В 3-ем Евангелии Святых Страстей (Мф.26.57-75) излагается о страданиях Христа у первосвященника Каиафы и об отречении Петра.
4-ое Евангелие (Ин.18.28-40, 19.1-16) говорит о страданиях Спасителя на суде у Пилата.
В 5-м Евангелии (Мф.27.3-32) изображено отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на смерть ⚔. По традиции после пятого Евангельского чтения под пение антифона «Днесь висит на древе» из алтаря был изнесен крест с изображением Распятия и образ тернового венца .
6-е Евангелие (15.16-32) говорит о пути Искупителя на Голгофу и о Его крестных страданиях 😢. После этого чтения были пропеты «Блаженны» Постной Триоди с тропарями на тему страданий и был исполнен диаконом прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий». 
В 7-м Евангелии (Мф.27.34-54) описываются крестные страдания Спасителя и чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть. После был прочитан 50-й псалом.
В 8-м Евангелии (Лк.23.32-49) приведена молитва Господа на Кресте за врагов, раскаяние благоразумного Разбойника. После этого чтения был прочитан канон Великого пятка — трипеснец Космы Маиумского: «К Тебе утреннюю (5-я, 8-я и 9-я песни) . По 9-й песни хором обители был исполнен краткий, но полный глубочайшего сердечного умиле­ния светилен «Разбойника благоразумнаго».
9-ое Евангелие Святых Страстей (Ин.19.25-37) приводит слова Спасителя, обращенные к Матери и воз­любленному ученику, а так же говорится о смерти Спасителя и прободе­нии ребра. Затем были прочитаны хвалитные псалмы и спеты стихиры на хвалитех.
В 10-м Евангелии (Мк.15.43-47) повествуется о снятии с Креста и погребении Господа . После него было прочитано славословие и произнесена просительная ектения.
11-е Евангелие (Ин.19.38-42) — о погребении Пречистого Тела Иосифом и Никодимом , было раскрыто в стиховных стихирах, исполненных сразу после него. Во время стихир было совершено полное каждение.
В 12-м Евангелии, заключительном (Мф.27.62-66) Церковь говорит о приставлении стражи ко гробу Спасителя и о его запечатывании. По окончании чтения Евангелие было унесено в алтарь и богослужение было окончено согласно уставу.
Слава Страстем Твоим, Господи!